Методическая копилка

27.04.2022

Мнемотехника как способ развития связной речи у детей.pdf (скачать) (посмотреть)
Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ.PDF (скачать) (посмотреть)
Оздоровительная-гимнастика-после-дневного-сна.pdf (скачать) (посмотреть)
Как научить задавать вопросы.pdf (скачать) (посмотреть)
Организация-НОД-в-соответствии-с-ФГОС-ДО.pdf (скачать) (посмотреть)
Виды и формы планирования воспитательно-образовательной деятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Рекомендации для педагогов «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ».pdf (скачать) (посмотреть)
Картотека пальчиковых игр на тему Лето.pdf (скачать) (посмотреть)
Картотека художественного слова по теме Лето.pdf (скачать) (посмотреть)
Подвижные игры на прогулке в теплое время года (1).pdf (скачать) (посмотреть)

Документация воспитателя группы в детском саду

27.04.2022

В деятельности воспитателя детского сада применяется немалое количество различных документов, как, впрочем, и в работе любого другого человека вне зависимости от профессии или специальности. Все эти документы играют важную роль для ведения профессиональной деятельности педагога и воспитателя, поэтому являются необходимыми и обязательными для каждого сотрудника ДОУ.

С введением ФГОС и профессионального стандарта увеличилось количество документов воспитателя в детском саду и ужесточились требования по их заполнению и использованию, поэтому каждый сотрудник детского образовательного учреждения должен знать, какие документы ему полагается вести по должности, как их заполнять, использовать и хранить.

Виды документации, используемой в ДОУ

Все нормативные документы воспитателя детского сада можно разделить на следующие крупные группы:

§     Локальные акты, предназначенные для постоянного хранения на рабочем месте воспитателя:

§     Должностная инструкция воспитателя.

§     Инструкция по охране жизни и здоровья детей.

§     Инструкция по охране труда.

Документация, предназначенная для организации деятельности воспитателя:

§     Программа работы на год, разработанная согласно с требованиями ФГОС и особенностями каждой возрастной группы воспитанников. В программе находят отражения основные направления воспитательной и учебной работы с детьми конкретного возраста.

§     Календарные и комплексно-тематические планы. Оба вида планирования дают возможность воспитателю распределять темы по степени сложности задач, связывать их с другими действиями, приспосабливать их к особенностям детского коллектива или направления деятельности всего ДОУ в целом. Календарный план состоит их двух частей: первая и вторая половина дня. Такое деление упрощает распределение актуальных задач с целью получения максимальной эффективности и успешного их решения. При создании плана очень удобно использовать циклограмму образовательной работы группы. В первой половине дня обычно планируются более интенсивные занятия, связанные с обучением и воспитанием в соответствии с возрастом воспитанников. Во второй половине дня в основном проводятся беседы, игры, прогулка, экспериментирование, индивидуальные и совместные занятия, а также работу с родителями и опекунами.

§     Сетка занятий. Она помогает систематизировать работу с воспитанниками и правильно распределить нагрузку в первой и второй половине дня, а также учесть возрастные ограничения по образовательной нагрузке для каждой группы детей. В младшей и средней группе в первой половине дня нагрузка на детей не должна превышать 30 – 40 минут, в старшей – не более 45 минут, а в подготовительной – полутора часов. В требования СанПин также входит проведение физкультурных пауз и перерывов между образовательной и непрерывной деятельностью (не менее 10 минут). 

§     Педагогическая диагностика. Для ее проведения воспитатель ведет специальные карты. Диагностика проводится в начале и при завершении учебного года, что позволяет оценить эффективность использованных методик и выявить задачи на будущее.

§     Портфолио воспитателя. Это папка или иной способ концентрации и накопления документов, фото- и видеофайлов, свидетельствующий о постоянном развитии педагога, повышении уровня его квалификации. Также это основание для проведения аттестации.

§     Папка по самообразованию воспитателя. По ФГОС каждый педагог обязан много времени и сил уделять своему самообразованию, повышению профессионального уровня.

Документация для организации взаимодействия с воспитанниками:

§     Табель посещаемости. Заполняется ежедневно, необходим для учета детей, а также для планирования питания и использования раздаточного материала во время проведения занятий.

§     Сведения о воспитанниках и их родителях. В такой документ вносятся самые важные сведения: фамилия и имя ребенка, дата рождения, адрес и телефон, имена родителей и ближайших родственников, места работы и телефоны, социальный статус семьи.

§     Лист здоровья. Заполняется медицинским персоналом.

§     Схема распределения детей за столами. По индивидуальным параметрами детям подбирается мебель – столы и стулья. Это важно для их здоровья, формирования правильной осанки и сохранения зрения.

§     Режим дня. Требуется для соблюдения интервалов между отдыхом и напряженной деятельностью согласно возрасту воспитанников.

§     Для детей младше 3 лет – карта стула и утренний фильтр. Он необходим для быстрой диагностики нарушений здоровья воспитанников, принятия экстренных мер и недопущения распространения инфекции в группе или во всем детском дошкольном учреждении.

§     Адаптационный лист. Используется во время привыкания ребенка к посещению детского сада.

Документация по работе с родителями или опекунами детей:

§     Взаимодействие с родителями воспитанников.

§     Протоколы родительских собраний в группе.

Из этого впечатляющего списка понятно, как много документов предназначено для работы воспитателя детского сада по ФГОС. Но каждый из них обладает собственной важностью, а все вместе они представляют материальную опору для правильного ведения воспитательного и образовательного процесса в детском саду.

«Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

27.04.2022

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.  Эта работа строиться на следующих принципах.

  Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

- Изучение учебной и научно-методической литературы;

- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

- Изучение новых программ и педагогических технологий;

- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

- Повышение общекультурного уровня.

- Оценить потребность педагогов в развитии возможно с помощью ряда анкет.

Желательно, чтобы тема самообразования была связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

·        Деятельность педагогов процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;

·        Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ

Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.Хочу такой сайт

В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

 Для молодых специалистов:

Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

Формирование основ педагогического мастерства;

Развитие умений и конструктивных способностей.

 Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

 Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

Проявление творческого потенциала педагога;

Пропаганда своих достижений;

Развитие исследовательской деятельности.

 Для педагогов без специального образования:

Овладение методикой работы с детьми;

Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач ДОУ;

проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

 

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

- в определении темы, целей и задач;

- в планировании работы по самообразованию;

- в ходе реализации плана;

- в изучении и анализе результативности своей работы.

 

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.  В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них.  Предполагаемый результат и формы его представления.  Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.  Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

·        1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.  Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.

·        2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.

·        3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

По окончании каждого этапа проводиться рефлексия (самоанализ).

 

Сформированность определенных личностных качеств:

·        Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования.  Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.

·        Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования.  Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность реализовать полученные знания на практике.

·        Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.

·        Потребность в саморазвитии.  Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой., творческим поиском (оценка реализации педагогом потребности в развитии производиться по методике К.Ю.Белой по трем критериям: активное развитие, не сложившееся развитие, остановившееся развитие.

Повышение профессионального статуса педагога:

·        Повышение или подтверждение категории.

·        Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).

Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования. 

Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога    перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт, наработанный не одним поколением педагогов, в-третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества. 

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».