Содержание 1 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5 2 2.1. 2.2. 2.3 2.4. 2.5 2.6 2.6.1 2.6.2 2 Пояснительная записка Цели и задачи программы Новизна программы. Нормативно-правовое обоснование программы Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников Особенности организации образовательного процесса Предполагаемые результаты освоения программы 3 4 5 5 6 10 Комплекс организационно – педагогических условий Календарный учебный график Расписание оказания дополнительных образовательных услуг. Учебный план. Содержание учебного плана. Календарный график. Материально-технические условия реализации Программы 10 10 11 11 19 Кадровое обеспечение 19 19 Способы проверки результатов освоения Программы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Оценочные материалы 19 19 Приложение 20 Список литературы 41 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа музыкально – художественной направленности «Веселые нотки» является нормативным документом, регламентирующим организацию дополнительного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учётом его специфики, учебнометодического, кадрового и материально-технического оснащения дополнительная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации образовательного процесса и включает в себя учебный план, календарный график, календарное тематическое планирование образовательной деятельности. Нормативной базой для составления программы по оказанию платных образовательных услуг являются следующие нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Концепция развития дополнительного образования детей (утв. 4распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726- р) Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минообрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008). Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ/ Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242. Направленность Программы ориентирована на развитие у воспитанников вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства, обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья. Актуальность Программы. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый воспитанник развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) воспитанники осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения воспитанника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы воспитанник, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Новизна программы имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В 3 образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-ориентированные на игровые технологии. В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой деятельности, а музыкальная деятельность более всего соответствует т эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для воспитанников с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи, это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для воспитанника эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Программа реализуется с учетом возрастных особенностей детей, физического развития и функциональных возможностей детского организма. Целевая группа Программы: обучающиеся 4-7 лет. 1.1 Цель и задачи Программы. Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности. Задачи: Образовательные: - формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни); - учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения. Развивающие: - развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения; - развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя). Воспитательные: поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении; - побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца, марша). Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, 4 направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности. I.2. Новизна программы Новизна программы имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. 1.3 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет. На пятом году жизни, дети уже имеют некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си). У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше точнее произносят отдельные звуки, улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым внимание, способны различать по высоте звуки, слышать движение мелодии вверх, вниз, могу выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми. Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет. Голосовой аппарат, в данном возрасте, по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука. Дети могут петь в диапазоне рн-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которой больше высоких звуков. Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет. У детей в этом возрасте достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов, направление движения мелодии. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, поэтому стоит избегать форсированного пения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. У детей в данном возрасте увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановка певческого голоса) и организацию певческой деятельности в разных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон, хоровыми группами (дуэт, трио, ансамбли и т.д.), тембровыми подгруппами, при включении в хор солистов, пение под фонограмму. 1.4 Особенности организации образовательного процесса. Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов: 1. Вводная часть. 2. Основная часть. 5 3. Заключительная часть. 1. Вводная часть (5 минут): Музыкальное приветствие, коммуникативные игры для создания положительного эмоционального настроя. 2. Основная часть (15-20 минут): - Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений: упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание (правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя); - Дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова); - Упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение (развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака звука, приёмы звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка кантиленного пения); - Упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии, понятие высоты звука); - Упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада); - Вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста); - Попевки, распевки для расширения диапазона голоса; - Упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение, выработка активного piano); - Упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому изображению. - Работа над песней (один из этапов). 1 этап Разучивание песни. Знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа о характере, образном содержании, элементах выразительности; разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре, сначала без сопровождения, потом с сопровождением). 6 2 этап Закрепление текста, проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом; беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание; пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют); игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке). 3 этап Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.). Пение на звук «у» для выравнивания унисона; пение a capella для установления чистого хорового строя; пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации; моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте; метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания; использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля; пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля; вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания; задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому 12 педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства. Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни. 4 этап Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности). Пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога; игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух); игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы можно вместе); игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок); игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки (поет ребенок, у которого игрушка); игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная палочка»); пение с жестовым сопровождением; игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»); игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном); инсценирование песен; пение от лица разных персонажей. 5 этап Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным исполнением песни). Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся; пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в соответствующем характере, темпе, динамике; пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских музыкальных инструментов; подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации). 2. Заключительная часть (5 минут). Подведение итога занятия. Музыкальная игра. К занятию предъявляются следующие основные требования: содержание занятия должно отвечать конкретным задачам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня подготовленности и быть направлено на расширение круга знаний, умений и навыков; в процессе занятия применяются разнообразные средства и методы обучения и совершенствования, что обусловлено постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов и адаптационными процессами; в зависимости от цели и задач организовываются комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на одновременное решение нескольких задач подготовки: физической, технической и практической. Тематические занятия связаны с углубленным овладением одной из сторон подготовки: физической, технической или практической. Организационной формой и методической основой проведения занятий являются групповые занятия. Методы обучения на занятиях: Игровой метод: игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания; развивающие игры с голосом; игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; игры: музыкальные, на развитие песенного творчества; музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения. Словесный метод: 7 беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений; скороговорки на развитие дикции; творческие игры со словом. Наглядный метод: наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом); наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкальнодидактическим играм). Практический метод: песни-миниатюры; упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции; песенные импровизации Формы организации занятий: • традиционное занятие; • пение под фонограмму; • игровое ; • показательное выступление; Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: • групповая; • индивидуально; •группами (дуэт, трио и т.д.). Режим занятий: 2 занятия в неделю по 1 академическому часу (продолжительность академического часа - 30 минут). Количество детей в группах: не более 10 человек 1.5 Предполагаемые результаты выполнения программы. В результате изучения программы обучающиеся должны уметь 1. Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него). 2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер, жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение мелодии. 3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года. 4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке. 5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях. 6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях. Форма итоговой аттестации За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения программы дополнительного образования необходимо осуществлять контроль как в конце учебного года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Форма проведения итогов реализации программы – это выступления на мероприятиях ДОУ, занятие в форме концерта. 8 2. Комплекс организационно – педагогических условий. 2.1 Календарный учебный график. Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Содержание календарного учебного графика основано на: - режиме работы ДОУ; - расписание оказания дополнительных образовательных услуг; - продолжительности учебного года; - количестве недель в учебном году. - срок проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы; - графике дополнительной образовательной деятельности; - регламентировании образовательного процесса на день; - организацию образовательного процесса; - сроках реализации программы; - формах организации учебного процесса. 2.2 Расписание оказания дополнительных образовательных услуг. Организация образовательного процесса регламентируется календарным учебным графиком и графиком проведения занятий в порядке оказания дополнительных образовательных услуг в 2024 - 2025 учебном году, который разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно. Расписание оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с п.12.13. СанПиН занятий по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Занятия по дополнительным программам организовываются: - для детей 4-го года жизни –2 раза в неделю продолжительностью не более 15 мин.; - для детей 5-го года жизни –2 раза в неделю продолжительностью не более 20 мин; - для детей 6-го года жизни –2 раза в неделю продолжительностью не более 25 мин.; - для детей 7-го года жизни –2 раза в неделю продолжительностью не более 30 мин. Расписание занятий по Программе «Веселые нотки» на 2024 – 2025 учебный год Возрастная группа День недели/Время Дети пятого года жизни Вторник Четверг 16.00 – 16.20 16.00 – 16.20 Дети шестого года жизни Вторник Четверг 16.30 – 16.55 16.30 – 16.55 Дети седьмого года жизни Вторник Четверг 17.05 – 17.35 16.30 – 16.55 9 2.3 Учебный план. Содержание учебного плана. Календарный график. Первый год обучения (4 - 5 лет) Темы занятий. Содержание Формы проверки реализации программы Знакомство с детьми. Введение. Знакомство с голосовым аппаратом Песенки из мультфильмов. Пение любимых песен. Звукообразование Практика Беседа « Что такое пение?» 1 Беседа «Правильная постановка при пении» 1 Беседа «Что такое голосовой аппарат» Постановка при пении В гостях у сказки. Музыкальная игра «Колобок» Формирование правильных навыков дыхания Музыкальный слух Количество часов Теория 10 1 1 0 Анализ практической деятельности Беседа «Певческое дыхание» 1 Беседа «Музыкальный слух» 1 0 Беседа «Что такое звукообразование» 1 Беседа «Как говорим, так и поем» 2 В гостях у сказки. Музыкальная игра «Колобок» Колыбельные песни. Импровизация «Баю-бай» Раскрепощение певца. 4 1 4 2 3 4 4 2 3 Беседа «Раскрепощение певца» 4 1 Развивитие Занятиеэмоциональной концерт отзывчивости на песни разнообразного характера; 2 Умение различать звуки по высоте; Беседа «Что такое высота звука» 1 2 Закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок Беседа «Ритм в музыке» 3 1 Дыхание после вступления и между музыкальными фразами; 2 Формирование навыка своевременно начинать и заканчивать песню; Исполнение песни легким звуком; 2 Умение петь естественным звуком, выразительно; 2 Открытые звуки в пении Совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; 11 2 Беседа «Открытые звуки в пении» 1 3 4 Развитие ладотонального слуха, внутреннего слуха; Развивитие творческой инициативы 2 Итоговое занятие Итого: Количество учебных дней Количество учебных недель Продолжительность каникул: 3 12 60 72 часа 36 недель 30.12.2024 – 08.01.2025 (зимние каникулы) 02.06.2025 – 29.08.2025 (летние каникулы) 02.09.2024 – 29.12.2024 09.01.2025 – 30.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов: Учебный план. Содержание учебного плана. Календарный график. Второй год обучения (5-6 лет) Темы занятий. Содержание Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Точное интонирование трезвучий, удерживание интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. -Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; 12 Формы проверки реализации программы Теория Количество часов Практика 1 Беседа «Наш голос» 1 2 ааа 2 ажжж Беседа «Артикуляционный аппарат» 4 Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Чистое интонировании поступенного Анализ и скачкообразного движения практической деятельности мелодии вверх и вниз. Пение естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Исполнение песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; А 1 Беседа «Чистое интонтирование» 1 2 Беседа «Правильное дыхание» 4 1 Беседа «Понятие легкий звук» 4 1 Пение естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. 0 Беседа «Пение а капелла» Умение исполнять песни а капелла. 4 3 1 Перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Выразительное пение, без напряжения, плавно, напевно. Развитие навыка фонограмму. петь под 2 0 Беседа «Что такое фонограмма» 4 4 1 Формирование сценической культуры (культура речи и движения). Беседа «Сценическая культура» 1 2 Исполнение глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения Беседа «Понятие «глиссандо»» 4 13 рукой. Исполнять низком регистрах. в среднем и 1 Протяжный звук –У - меняя при этом силу звучания. Развитие ритмического слуха. 0 А Развитие образного мышления, мимики, эмоциональная отзывчивость. Формирование слухового восприятия. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д. Развитие подвижности голоса. 2 Беседа «Ритм» 1 0 2 Беседа «Эмоции в музыке» 3 2 1 0 4 Удерживание интонации на одном повторяющемся звуке; точное интонирование интервалов. 0 2 Точная передача ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Чистое интонирование в заданном диапазоне. 0 2 0 1 0 1 Закрепление навыков хорового и индивидуального выразительного пения. иИто Итоговое занятие Итого: Количество учебных дней Количество учебных недель Продолжительность каникул: Дата начала и окончания учебных периодов: 14 11 61 72 часа 36 недель 30.12.2024 – 08.01.2025 (зимние каникулы) 02.06.2025 – 29.08.2025 (летние каникулы) 02.09.2024 – 29.12.2024 09.01.2025 – 30.05.2024 Учебный план. Содержание учебного плана. Календарный график. Третий год обучения (6 - 7лет) Темы занятий. Содержание Формы проверки реализации программы Количество часов Теория Практика Обогащать музыкальные впечатления детей; 0 2 Развитие умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться о Расширение диапазона характере песен; детского голоса; 0 2 Усвоение разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; Беседа «Диапазон голоса» 2 1 Беседа «Интонация голоса" 1 2 Научиться попадать на первый звук мелодии песен; 0 4 Петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией; 0 2 Пение хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; Закрепление умения различать долгие и короткие звуки; Интонация на одном звуке Беседа «Ансамблевое пение» 3 1 0 Беседа «Форсированный звук» 2 4 1 Пение естественным голосом, без форсирования звука; Беседа «Музыкальная фраза» 1 Умение держать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; Логическое пении Чистое мелодии ударение в интонирование в поступенном 15 4 4 Беседа «Правильное ударение в слове при пении 1 Беседа «Скачки в мелодии» 4 4 движении вверх и вниз, скачки на кварту, квинту 1 Интонирование трезвучий; 0 Четкая формирование артикуляции; дикция, хорошей 4 Беседа «Артикуляционный аппарат» 1 4 Пение с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучании; Беседа «Динамические оттенки» 4 Выразительное исполнение песен различного характера; 0 4 Пение с музыкальным сопровождением и без него; 0 4 0 4 9 63 Умение самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их пения; 1 Итоговое занятие Итого: Количество учебных дней Количество учебных недель Продолжительность каникул: Дата начала и окончания учебных периодов: 72 часа 36 недель 30.12.2024 – 08.01.2025 (зимние каникулы) 02.06.2025 – 29.08.2025 (летние каникулы) 02.09.2024 – 29.12.2024 09.01.2025 – 30.05.2024 2.4 Материально-технические условия реализации Программы 1. Цифровое фортепиано. 2. Музыкальный центр. 3. Фонограммы песен. 4. Детские музыкальные инструменты. 5. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки, маски и т. д.). 6. Концертные костюмы 2.5 Кадровое обеспечение. Ф.И.О. Должность Образование Квалификационная категория Веденеева Мария Музыкальный Высшее Первая Юрьевна руководитель 16 2.6 Способы проверки результатов освоения Программы 2.6.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов заполнение оценочных листов карты наблюдений на основе мониторинга музыкального развития , заполнение журнала посещаемости 2.6.2 Оценочные материалы Карты мониторинга музыкального развития представлены в Приложении 1. Подведение итогов по результатам освоения материала программы проводится в форме открытых мероприятий 2 раза в год. 17 Приложение 1. «Карта мониторинга музыкального развития детей» Фамилия, имя ребенка Показатели (знания, умения, навыки) Оценка /балл Н (низкий) – не справляется с заданием – 1б С (средний) – справляется с частичной помощью педагога – 2б В (высокий) – справляется самостоятельно – 3 б 18 Навыки выразительной дикции Чистота интонации Умение импровизировать Наличие певческого слуха, вокальнослуховой координации Качественненное исполнение знакомых Песен н с в Приложение 2. «Учебно – методические материалы» Музыкально – дидактические игры Веселые матрешки Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте. Игровые пособия: Матрешки трех величин по числу играющих. Музыкально-дидактический материал: Металлофон. Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние. Какой инструмент звучит Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов. Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов. Музыкально-дидактический материал: Детские музыкальные инструменты. Ход игры: Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент. Колокольчики Программное содержание: Учить детей различать силу звучания. Игровые пособия: Наборы колокольчиков разной величины. Ход игры: Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние. Угадай-ка Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков. Игровые пособия: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков. Музыкально-дидактический материал: Бубен или барабан. Ход игры: Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей. Прогулка Программное содержание: Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений. 19 Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова. Ход игры: Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши. Море и ручеёк Программное содержание:Учить детей различать темп музыки. Игровые пособия:Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка. Музыкально-дидактический материал:«Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова. Ход игры: При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря. 2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка. 3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом. Три медведя Программное содержание:Учить детей различать высоту звуков. Игровые пособия:Плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. Музыкально-дидактический материал: «Мишка» М.Раухвергера. Ход игры: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется. 2-й вариант. Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения. Букеты Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков. Игровые пособия: Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка. Музыкально-дидактический материал: Бубен. Ход игры: Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой. Лесная прогулка Программное содержание: Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана,бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Игровые пособия: Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей. 20 Музыкально - дидактический материал: Барабан, бубен, погремушка. Ход игры: Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна –зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики. Кошки и мышки Программное содержание:Учить детей различать громкие и тихие звуки. Игровые пособия:Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы. Музыкально-дидактический материал: Металлофон, любая плясовая мелодия. Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек. Козлята и Волк Программное содержание:Учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений. Игровые пособия: Шапочка - маска волка. Музыкально-дидактический материал: «Козлята», «Волк» Т.Ломовой. Ход игры: Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят. Ах, как песенку поём! Программное содержание: Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен. Музыкально-дидактический материал: Детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен. Ход игры: Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню. Бабочки Программное содержание: Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения. Музыкально-дидактический материал: Металлофон. Ход игры: Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки. 21 Барабан и погремушка Программное содержание: Учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения. Игровые пособия: Барабаны и погремушки. Музыкально-дидактический материал: «Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева. Ход игры: Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках. Оркестр Программное содержание: Учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра. Игровые пособия: Карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра. Музыкально-дидактический материал: «Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Ход игры: Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Погреемся. Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз). Мельница. Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6— 7 раз). Сердитый ежик. Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз). Лягушонок. Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-ак. Заблудился в лесу. Сделать вдох, на выдохе прокричатьау-у. Великан и карлик. Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув. Часы. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз). Ловим комара. Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз). Косарь. Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз). Трубач. 22 Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-туту (15—20 с ). Будильник. Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку. Насос. Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-сс (по б—8 раз в каждую сторону). ЛЮБИМЫЙ НОСИК Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их, друзья, не забывайте И почаще повторяйте. 1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз). Вдох — погладь свой нос От крыльев к переносице. Выдох — и обратно Пальцы наши просятся. 2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз). Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом закрывай. Сиди красиво, ровно, спинка — прямо. И насморк скоро убежит, ты так и знай! 3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза). Дай носу подышать, На выдохе мычи. Звук [м] мечтательно пропеть старайся, По крыльям носа пальцами стучи И радостно при этом улыбайся ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике. Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов. 23 Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью. Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам: 1. Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха. 2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха. 3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц. 4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит. 5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания. 6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел. 7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха. 8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме. У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы. Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно. Артикуляционная гимнастика Трактор. Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка). Стрельба. Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-кг(укрепляем мышцы полости глотки). Фейерверк. 24 В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ). Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния). Гудок парохода. Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-уу, сложив губы трубочкой. Упрямый ослик. Выбираются ослики и погонщики. Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричатьй-а-й-а (укрепляем связки гортани). Плакса. Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга). Комплекс оздоровительных упражнений для горла Лошадка. Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с). Ворона. Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом ( 6 – 7 раз). Змеиный язычок. Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз). Зевота. Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз). Веселые плакальщики. Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с). Смешинка. Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз). Чистоговорки для детей АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады ША – ША – ША — наша осень хороша АТА – АТА – АТА — осень дарами богата ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи РУ – РУ – РУ — я колосья соберу ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы КА – КА – КА — белая мука ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу 25 ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать АХ – АХ – АХ – комбайны на полях ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай АД – АД – АД — вот фруктовый сад ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду АДА – АДА – АДА – гроздья винограда ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки УК – УК – УК — собираем лук ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец АН – АН – АН — спелый баклажан СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны АТ – АТ – АТ — из овощей салат ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы 30 скороговорок для отработки «трудных» звуков 26 От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи! Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат. Хвалю халву. У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. Рододендроны из дендрария даны родителями. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Около кола колокола, около ворот коловорот. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали. «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои». Король-орёл. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб! Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши! Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили! Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала. Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап! Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь. Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. Вокальные упражнения (распевки) Вокальные упражнения (распевки) - самые простые упражнения, которые соответствуют следующим критериям: - мелодия небольшого диапазона, охватывающая 3-5 соседних звука (или, как говорят музыканты, 3-5 ступеней, диапазон терция-квинта); - мелодия движется поступенно, т. е. без скачков, сверху вниз. 27 Пойте упражнения в медленном темпе. Одну и ту же мелодию Вы можете исполнять на разные гласные, на разные слоги, на разные слова. Рекомендую следующие упражнения: Упражнение 1. Пение с закрытым ртом. Иногда это упражнение называют ―пение на согласный ―М‖, ―мычание‖, но все таки лучше назвать его ―пение с закрытым ртом‖, тогда возникают правильные ассоциации. Губы должны быть сомкнуты, зубы разомкнуты, во рту большой объем. Сделайте вдох через нос и пойте. Следите, чтобы звук шел широко и свободно. В нем не должно быть звона, резкости и гнусавости. Исполняйте это упражнение только на самых удобных для Вас звуках. Обратите внимание на свои ощущения. Где Вы чувствуете вибрацию звука? Упражнение 2. Мелодия в поступенном нисходящем движении, охватывающая три соседних звука. Пойте это упражнение на гласный звук ―ю‖, на слоги ―лю-лю-лю‖, ―ма-а-а‖. Следите, чтобы гласный ―А‖ исполнялся округло как ―О‖. То есть, пойте ―ма-а-а‖, а думайте в это время ―мо-о-о‖. Упражнение 3. Мелодия на трех соседних звуках. Исполняйте упражнение на слог ―лю‖ Упражнение 4. Мелодия в нисходящем движении. Пять соседних звуков. Пойте упражнения на слоги ―лю‖, ―уа‖, ―май‖. Распевание (развитие голоса, как в верхний диапазон, так и в нижний) Не забываем о правильном дыхании: набрали полный живот воздуха, втянули его, грудь поднялась, и только тогда выдыхаем. Иначе – напрасные потуги. А) С закрытым ртом начиная с Ля мажора первой октавы поём такую комбинацию: До# Cи - До# - Си - Ля. Поём только мажор, выбирая лады на белых клавишах. Вверх и вниз до тех нот, которые «тянем». Не напрягать сильно связки. Б) Поём по нотам: Ля – До# – Ми – До# – Ля. Вверх по ладам все ноты пропеваем со звуком «А», вниз со звуком «У», дойдя до Ля, с которой начинали – «О» и далее вниз, на сколько возможно. В) Поём по нотам: Ля – Си – До# – Ре – Ми – Ре – До# – Си – Ля. Со звуками: вверх «Мии-и-и» (до ноты Ми) - вниз А-А-А-А-А. Когда сначала завываем, а потом выталкиваем воздух, будто насмехаясь. Чтобы дёргался живот и пресс. Г) То же самое, только со звуком «Ля». Челюсть открыта и неподвижна. Активен только язык. Дыхание через нос. Д) Поём по нотам: Ми - До# - Ля («Я пою») – Ми – Ре - До# - Си – Ля («Хорошо пою») Е) Поём скороговорку. Стараться на одном дыхании спеть хотя бы 2 ноты. Ноты: Ля - До# - Ми – Ля. Слова: «Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа». Эти слова пропиваем на каждой указанной ноте. Ля мажор, До мажор, Ми мажор. З) Пропеваем гамму со звуком «А», от Ля до Ля. И так продвигаемся вверх по ладам. ПЕСЕНКА - РАСПЕВКА "ЖУК" для развития интонационных навыков. Жук. жук, где твой дом? Жук, жук, где твой дом? Мой дом под кустом, Под берёзовым листом. Зайчики бежали, Домик поломали. Жу-жу-жу-жу Я на веточке сижу. 28 КИСА Киса подходила, Молочка просила. Мя-у, мя-у, мя-у. ПЕТУШОК Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Громко песни поёшь? Громко песни поёшь, Деткам спать не даёшь. ДВА КОТА Та - та, два кота, Два ободранных хвоста. Белый кот в чулане, Все усы в сметане. Чёрный кот полез в подвал И мышонка там поймал. КОМАРИКИ Комарики - мошки Пляшут на дорожке. Комарики - мошки Пляшут на дорожке. Скоро ночь - улетайте прочь. ГУСИ Гуси, гуси. Га - га - га. Есть хотите? Да - да - да. Кашу с маслом? Нет - нет - нет. А чего вам? Нам - конфет. КОШКИН ДОМ Бом - бом - бом - бом! Загорелся кошкин дом! Бежит курица с ведром Заливать кошкин дом. Бом - бом - бом - бом! Бом - бом - бом - бом! КУКУШКА Ленивая кукушка Гнезда себе не вьёт, По деткам не скучает, А всё "ку - ку" поёт, 29 А всё "ку - ку" поёт. Ку - ку, ку - ку, ку - ку. Ку - ку, ку - ку, ку - ку. ДОЖДИК Дождик, дождик Лей, лей, лей! На меня и на людей! На меня по крошечке. На людей по ложечке. А на Бабушку Ягу Лей по целому ведру! ДОЖДИК Дождик, дождик, Кап, кап, кап. Ты не капай долго так! Хватит землю поливать, Нам пора идти гулять! Кап! Кап! Кап! Кап! СОРОКА Сорока, сорока. Где была? Далёко. Кашку варила, Деточек кормила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости прилетали, Деткам отдавали. ТЕНЬ-ТЕНЬ Тень - тень - потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса Всему свету я краса. Похвалялся зайка Пойди, догоняйка. Похвалялися ежи У нас шубы хороши. Похвалялись блохи И у нас не плохи. Похвалялся медведь Могу песни я петь. Похвалялася коза Всем я выколю глаза! ПЕСЕНКА ЗАГАДКА Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Кони? Нет, не кони. 30 Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Козы? Нет, не козы. Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Коровы? Правильно, коровы. Пейте дети молоко Будете здоровы! Пейте дети молоко Будете здоровы! Разбудили мы ежа Он зафыркал чуть дыша Фыр фыр фыр фыр фыр фыр фыр РАЗБУДИЛИ МЫ.. Разбудили мы щенка Напугал он нас слегка Гав гав гав гав гав гав гав Разбудили мы тигрёнка Он мурлычет как котёнок Мяу мяу мяу мяу мяу мяу мяу Разбудили мы цыплят Хором все они пищат Пи пи пи пи пи пи пи Разбудили мы друзей Вместе будет веселей Ля ля ля ля ля ля ля Дружно все поем с утра Примерный репертуарный список: Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха В объеме терции: «Мы идем с флажками», Е. Тиличеева; «Уж я колышки тешу», русская народная мелодия; «Белые гуси». М. Красев; «Качи-качи». русская народная мелодия в обр. Л. Абелян. В объеме кварты: «Два кота», польская народная мелодия; «Петушок». русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова; «Дождик», русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова; «Идет коза», русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова; «В детский сад». Л. Печников. В объеме квинты: «В огороде заинька», В. Карасева; «Чики-чики, чикалочки», русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой; «Кукушечка». Е. Тиличеева; «Барашеньки-крутороженьки», русская народная мелодия; «Дудочка». В. Карасева; «На зеленом лугу», русская народная мелодия в обр. М. Иорданского. Песни (Животные и птицы): «Белка пела и плясала», словенская народная мелодия; «Гуси», русская народная мелодия; «Две тетери», русская народная мелодия; «Воробей», А.Филиппенко; «Воробушки», И.Кишко; «Заинька», русская народная мелодия; «Зайка», А.Филиппенко; «Зайки серые сидят», Г.Финаровский; «Курочка», Т. Попатенко; «Мяу», Т.Шутенко; «Наша киска», В.Витлин; «Петушок», В.Витлин; «Про котика», В.Маклаков; «У окна-окошка», А.Филиппенко. Мир ребенка и сверстников: «Алешкин флот», Т.Попатенко; «Барабанщик», Р.Хейф; «Веселая девочка Таня», А.Филиппенко; «В гости», Н.Бордюг; «Водичка», 31 В.Витлин; «Вот так, хорошо», Т.Попатенко; «Детский сад», Н.Бордюг; «Детский сад», Н.Мурычева; «К нам гости пришли», Ан.Александров; «Мы — солдаты», Ю.Слонов; «Песенка друзей», В.Герчик; «Песенка о дружбе», Ю.Рожавская; «Песенка о песенке», Т.Попатенко; «Плакса», Б.Долинский; «Праздник», Г.Фрид; «С днем рождения», Ю.Слонов; «Трусливая Наташа», И.Кишко. Мир взрослых: «Бабушка моя», Е.Гомонова; «Заболела бабушка», Н.Мурычева; «Мамочке любимой», Е.Гомонова; «Маму я люблю», Н.Мурычева; «Мы запели песенку...», Р.Рустамов; «Наша воспитательница», Н.Мурычева; «Песенка про бабушку», И.Пономарева; «Песенка о няне», А.Филиппенко; Мир природы: Зима: «Елочка», М.Красев; «Елочка», А.Филиппенко; «Снежок», И.Кишко; «Снежок», Ю.Слонов; «То снежинки, как пушинки...», А.Филиппенко. Весна: «Веснянка», И.Кишко; «Весенняя песенка», А.Филиппенко; «Песенка о весне», Г.Фрид; «Тает снег», А.Филиппенко. Лето: «Будет дождик или нет?», Е.Тиличеева; «Дождик», А.Филиппенко; «Мы на луг ходили», А.Филиппенко; «Солнышко», З.Компанейц. Осень: «Вот какие кочаны», Л.Львов-Компанейц; «Грустное настроение», Н.Бордюг; «Кап-кап-кап»., румынская народная песня в обр. Т.Попатенко; «Листочек золотой», Г.Вихарева; «Осень», Н.Бордюг; «Осень», Е.Тиличеева; «Осень», Ю.Чичков; «Осень», В.Иванников (для взрослого и детей); «Что нам осень принесет», З.Левитова. Песенное творчество «Коза и козлята», Н.Мурычева; «Кукла Таня знакомится с ребятами», Н.Мурычева; «Мишкин марш», Н.Мурычева; «Пароход гудит», Т.Ломова; «Песня птички», Н.Мурычева; «Плясовая зайчика», Н.Мурычева; «Пчела жужжит», Т.Ломова. Список литературы 1. Белованова М.Е. Азбука пения для самых маленьких. – М.: Феникс, 2011. 2. Вихарева Г.Ф. Кленовые кораблики. Песенки для дошкольников о временах года. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2014. 3. Евтодьева А.А. Игровые приѐмы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. № 1. – с. 44-47 4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий, 2017. 5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – С-Пб.: Музыкальная палитра, 2016. 6. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. 7. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3-4 лет. – М.: Сфера, 2014. 8. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. – М.: Сфера, 2014. 9. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2014. 10. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Вышел дождик на прогулку. Песенки, распевки, музыкальные упражнения для дошкольников 4-7 лет. – С-Пб.: ДетствоПресс, 2017. 11. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017. 12. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2017. 32