1. Общее положение 1.1 Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества дошкольного образования (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО)в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 50», ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля иэкспертной оценки качества образования), а также, общественное участие в оценке и контролекачества образования. 1.2 Положение представляет собой локальный акт, разработанный для муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50» (далее - ДОУ) в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155); - Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - ПриказМинобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении самообследования в образовательной организации»; - ПриказМинобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - Приказ Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; - Устав ДОУ. 1.3. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству. 1.4. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.5. В настоящем Положении используются термины: Качество образования комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в 2 интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п 29). - Система оценки качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик ДО, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. - Качество условий – выполнение санитарно-гигиеническихнорм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. - Качество образования ДОО – это соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.) - Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в Организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Используемые в Организации критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы (комментарии к ФГОС дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249) . - Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной деятельности (Примерная основная образовательная программа). - Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. - Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах, системе государственно- общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. 3 - Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений,которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. - Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. 2. Основные цели, задачи, принципы и функции ВСОКО 2. 1. Целями системы оценки качества образования являются: - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ; - получение объективной информации о функционировании и развитии образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющие на его уровень; - предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы ДОУ. 2. 2. Задачи внутренней системы оценки качества образования: - формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; - формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики; - изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ; - определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО; - определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников; - выявление факторов, влияющих на качество образования; 4 - содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; - определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников. 2. 3. ВСОКО в ДОУ строится в соответствии с принципами: - объективности оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся (воспитанников) в освоении основной образовательной программы ДО. - достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - учёта индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника при оценке результатов обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку своей деятельности; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерении, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимосвязей и взаимозависимости - взаимного дополнения оценочных процедур; - профессионализма и этичности проведения процедур по оценке качества образования. 2. 4. Функции ВСОКО: Информационная. Дает возможность выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии ОО, обеспечить обратную связь. Побудительная.Участие в оценке качества различных участников педагогического процесса – воспитателей, заведующего, родителей – повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда. Благодаря системе оценки качества процесс построения образовательной и воспитательной работы в дошкольном учреждении может стать личностно своеобразным, т.е. соответствовать широкому диапазону личностных возможностей деятельности педагога. Формирующая. Внедрение системы оценки качества в работу дошкольных учреждений позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные, слабые и оформляющиеся стороны, 5 что может быть полно отслежено с помощью системы оценки качества. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании личности ребенка. Коррекционная. Тесно связана с формирующей функцией. Направленность оценки качества на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и в то же время ослабление отрицательного. 3. Распределение функциональных обязанностей 3.1. В организационную структуру ДОУ по оценке качества образования и обобщению полученных результатов, входят: - заведующий; - старшие воспитатели; - временные структуры группы (творческая группа, группа по проведению мониторинга и т.п.). 3.2 Заведующий ДОУ: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ДОУ и приложений к ним, утверждает приказом заведующей и контролирует их выполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает проведение в ДОУ контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему оценки качества образования, анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОУ; - организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки работников ДОУ по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на федеральном, муниципальном и региональном уровнях системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности, публичный доклад и т.д.); 6 - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3 Старший воспитатель: - участвует в разработке методики оценки качества образования; - разрабатывает систему показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; - содействует проведению и подготовки работников ДОУ к осуществлению и оформлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов образования; - формирует предложения по совершенствованию образовательной деятельности; - проводит мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса; - осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; - готовит предложения заведующему по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ. результатам оценки качества образования на уровне ДОУ. 3.4 Педагогический совет: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ДОУ; - принимает участие в формировании информационных запросов оценки качества образования в ДОУ; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы дошкольного образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ДОУ; - принимает участие в оценке качества и результативности труда работников ДОУ - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ. 4. Реализация ВСОКО 4.1 ДОУ самостоятельно определяет процедуру внутренней оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. 7 4.2 Администрация ДОУ организует педагогический коллектив для внутренней оценки качества образовательного процесса и созданных условий. 4.3 Приказом заведующего ДОУ назначается группа мониторинга из числа участников образовательных отношений. 4.4 Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур внутренней оценки качества образования. 4.5 Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 4.5.1. Нормативно -установочный: - определение основных показателей, инструментария, - определение ответственных лиц, - подготовка приказа о сроках проведения 4.5.2. Информационно -диагностический: - сбор информации с помощью подобранных методик 4.5.3. Аналитический: - анализ полученных результатов, - сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков 4.5.4. Итогово-прогностический: - предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, - разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 4.6. По итогам анализа полученных данных ВСОКО, готовятся документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива, учредителя, родителей. Результаты ВСОКО являются основанием для принятия административных решений на уровне образовательной организации. 4.7 Предметом внутренней системы оценки качества образования являются: - качество образовательной деятельности по ООП ДО и АООП образовательного учреждения, которые включают в себя: - результаты педагогической диагностики; - отчет по самообследованию; - анкетирование родителей; - аналитические материалы (анализ годового плана, контрольных мероприятий, документации, открытых просмотров образовательной деятельности); - наблюдение; - анкетирование. 4.8.Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО включает в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям: 8 наличие системы психолого-педагогической оценки развития обучающихся, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и укрепления их здоровья; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения обучающихся, инклюзивного образования (в случае его организации); наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП, в том числе в плане взаимодействия с социумом; оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня и т.п.). динамика состояния здоровья и психофизического развития обучающихся; 2) требования к кадровым условиям: укомплектованность кадрами; образовательный ценз педагогов; уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК); динамика роста категорийности; результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); наличие кадровой стратегии. 3) требования материально-техническим условиям: оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ,ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности)требованиям нормативных документов; информационно – технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения) 4) требования к финансовым условиям: - финансовое обеспечение реализации ООП ДОУ осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания. 5) треб ования к развивающей предметно-пространственной среде: 9 соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям обучающихся; организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации); наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых(в том числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 4.9. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: - результаты лицензирования; - оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий; - обеспеченность методическими пособиями и литературой; - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов; - оценку открытости ДОУ для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей; - участие в профессиональных конкурсах разного уровня; - уровень освоения обучающимися предметно пространственной среды. 4.10. Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО включает в себя: - наличие экспертизы психолого-педагогических условий реализации ООП ДО; наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствиеуровня развития обучающихся возрастным ориентирам; наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики,отражающей динамику индивидуального развития детей; наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; динамика показателя здоровья детей; динамика уровня адаптации детей раннего возраста; уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ. 4.11. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности ДОУ. 10 4.12. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. 4.13. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются решением Педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОУ. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; -средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте ДОУ. 5.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования устанавливаются нормативными документами. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества образования является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1.настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 11 12