Программа профессионального развития педагогических работников МА ДОУ № 50 на 2021-2024 г.г.

Содержание
Раздел I
1.1. Паспорт Программы...............................................................................3
1.2. Пояснительная записка.........................................................................4
1.3. Актуальность..........................................................................................5
1.4. Анализ кадровых ресурсов....................................................................6
1.5. Риски........................................................................................................7
Раздел II
2.1. Цель и задачи Программы ....................................................................8
2.2. Основные направления Программы ....................................................8
2.3. Ресурсное обеспечение Программы ....................................................8
2.4. Механизмы реализации Программы....................................................9
2.5. План реализации Программы..............................................................10
2.6. Ожидаемые результаты Программы..................................................13
2.7. Мониторинг реализации Программы ................................................13

2

Раздел I
1.1. Паспорт Программы
Программа
профессионального
развития
Наименование
педагогических работников МА ДОУ № 50 на 2021Программы
2024 г.г.
Рабочая группа МА ДОУ № 50
Разработчик
Старший воспитатель - Зыкова Олеся Александровна
Программы
1. Повышение качества реализации ООП ДО через
Цель
профессиональное развитие педагогов МА ДОУ № 50.
Программы
2. Создание условий для повышения уровня
профессиональной компетентности и формирования
творчески работающего коллектива педагогов.
Задачи Программы 1. Создать систему непрерывного профессионального
развития педагогических кадров через использование
активных форм методической работы (сетевое
взаимодействие, обучающие семинары, открытые
просмотры, повышение квалификации, прохождение
процедуры аттестации, участие в конкурсах
профессионального мастерства, наставничество).
2.
Способствовать
формированию
основных
профессиональных компетенций педагогов для
эффективного
применения
образовательных
технологий.
3.
Обеспечить
консультативно-методическое
сопровождение педагогов, основываясь на их
потребности и выявленные проблемы.
4. Совершенствовать умения педагогов планировать,
анализировать, обобщать и транслировать результаты
собственной деятельности на высоком уровне в
педагогическом сообществе.
5. Способствовать росту педагогического мастерства,
развитию инициативы и творческого потенциала
педагогического коллектива в целом.
6. Поддержка и поощрение педагогов проявляющих
активность
в
поиске
и
освоении
новых
педагогических идей.
2021-2024 г.г.
Сроки реализации
Программы
1.
Создание
современной,
гибкой
системы
Ожидаемые
непрерывного
профессионального
развития
результаты
педагогических кадров ДОУ.
Программы
2. Устойчивый рост профессиональной компетенции
педагогов, повышение степени профессиональной
удовлетворенности, развитие
индивидуальности,
3

Механизм
реализации
Программы

Система
организации
контроля

творческой активности, мотивации труда.
3. Увеличения доли педагогических работников,
реализующих
инновационные
педагогические
технологии, авторские программы, принимающих
участие в профессиональных конкурсах разных
уровней.
4. Применение 100% ИКТ в воспитательнообразовательном процессе; создание личных сайтов
или страниц в интернете.
5. Накопление передового педагогического опыта,
распространение на разных уровнях.
6.
Повышение
престижа
образовательного
учреждения через рост квалификации педагогических
кадров.
Разработка
диагностических
карт
профессионального мастерства педагогов; проведения
анкетирования;
Разработка
индивидуального
маршрута
профессионального развития педагога;
- Разработка и оформление портфолио педагога в
соответствии с профессиональным стандартом
педагога и ФГОС ДО
- Разработка рекомендаций по планированию,
организации и проведению образовательной работы с
детьми;
- Разработка конспектов (технологических карт)
мероприятий, проектов, методических пособий.
Текущий контроль: заведующий ДОУ, старший
воспитатель

1.2 Пояснительная записка
Программа профессионального развития педагогических работников
МАДОУ № 50 (далее - Программа) является документом, который направлен
на создание условий для личностного развития педагогов, повышения
квалификационного уровня, уровня профессиональной компетенции и
творческой инициативы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-Ф3.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного
4

образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования".
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации № 544н от 18.10.2013 г.) Профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
1.3 Актуальность
В условиях модернизации и развития системы образования произошли
значительные изменения, как в организации, так и содержании
педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная
возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения
качества образования.
В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному
образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие
педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог:
- владеющий новыми технологиями организации педагогического
процесса,
- умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку,
- способный реализовать принципы построения образовательного
процесса,
- ориентированный на личность ребенка
- мотивированный на профессиональное совершенствование.
Между тем, следует признать, что большая часть инновационных
направлений дошкольного образования реализуется не всегда продуктивно и
качественно, уровень квалификации педагогов не позволяет качественно
реализовать ООП ДО. Это выражается в том, что по результатам контрольно
- оценочной деятельности, выявлено, что педагоги при выборе методов и
приемов не учитывают индивидуальные возможности детей, особенности
группы.
Возникает противоречие между образовательными ожиданиями
общества, перспективой развития образовательной системы и реальным
воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного
противоречия может способствовать использование современных методов
работы со взрослыми и внедрение нестандартных форм по развитию у
педагогов новых профессиональных качеств, а также оптимизация
существующей модели повышения профессионального мастерства педагогов
за счет ресурсов дошкольной организации.
5

Уровень квалификаций педагогических работников образовательного
учреждения должен соответствовать квалификационным характеристикам по
соответствующей должности. При этом педагогические работники должны
обладать основными компетенциями в:
- организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья
воспитанников и их физическое развитие;
- организации различных видов деятельности и общения
воспитанников;
- организации образовательной деятельности по реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
- осуществлении взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников и работниками образовательного
учреждения;
методическом
обеспечении
воспитательно-образовательного
процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и
умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Предъявляются также требования к непрерывности профессионального
развития педагогических кадров.
1.4 Анализ кадровых ресурсов ДОУ
Учреждение укомплектовано педагогами на 100 % согласно штатному
расписанию. Педагогический коллектив Учреждения насчитывает 25
специалистов:
 старший воспитатель – 1;
 педагог-психолог – 1;
 учитель-логопед – 1;
 музыкальный руководитель – 3;
 инструктор по физической культуре -1;
 воспитатель – 18.
Из общего количества педагогов :
Образовательный уровень педагогических работников:
 высшее педагогическое образование - 72 % (18 педагогов);
 среднее профессиональное образование - 28 % (7 педагогов).
Распределение педагогов по квалификационным категориям
Всего
педагогов

Высшая
квалификационная
категория

Первая
квалификационная
категория

Соответствие
занимаемой
должности

Не имеют
квалификационную
категорию

25

1

13

9

2

Педагоги детского сада постоянно повышают свою квалификацию
через:
6

- обучение в высших учебных заведениях;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- самообразование;
- участие в работе ГМО;
- конкурсное движение.
Проводимый анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как
позитивные, так и негативные тенденции:
- преобладание в коллективе устаревших подходов к образовательному
процессу;
- слабая готовность молодых педагогов работать в условиях,
предъявляемых федеральными государственными стандартами;
- недостаточная готовность некоторых педагогов к инновационной
деятельности;
- недостаточная активность некоторых педагогов в профессиональном
развитии и передаче своего опыта работы.
Программа направлена на профессиональное становление и развитие
педагогов на основе оценки уровня квалификации. Инновационная
направленность Программы состоит в использовании педагогами в процессе
профессионального развития современных технологий, стремление к
инновационной
деятельности
и
внедрению
новообразований
в
педагогический процесс в условиях реализации ФГОС ДО (технологии
проектирования, информационные технологии, педагогические, социальные,
творческие отчеты, презентации и пр.)
1.5 Риски
- Пассивность педагогов, не желание перестраивать свою деятельность.
- Недостаточная эффективность положения о стимулировании.
- «Стойкое сопротивление» некоторых педагогов к введению
образовательных инноваций.

7

Раздел II
2.1 Цель и задачи Программы
Цель Программы
1. Повышение качества реализации ООП ДО через профессиональное
развитие педагогов МА ДОУ № 50
2. Создание условий для повышения уровня профессиональной
компетентности и формирования творчески работающего коллектива
педагогов
Задачи Программы
1. Создать систему непрерывного профессионального развития
педагогических кадров через использование активных форм методической
работы (сетевое взаимодействие, обучающие семинары, открытые
просмотры, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации,
участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество).
2. Способствовать формированию основных профессиональных
компетенций педагогов для эффективного применения образовательных
технологий.
3. Обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов,
основываясь на их потребности и выявленные проблемы.
4. Совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать,
обобщать и транслировать результаты собственной деятельности на высоком
уровне в педагогическом сообществе.
5. Способствовать росту педагогического мастерства, развитию
инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в целом.
6. Поддержка и поощрение педагогов проявляющих активность в
поиске и освоении новых педагогических идей.
2.2 Основные направления программы
1. Психологическая и методическая поддержка.
2. Непрерывность профессионального развития.
2.3 Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение.
Для повышения эффективности методической работы педагогический
коллектив детского сада разделен на четыре группы, педагоги, которые
отличаются уровнем профессионального мастерства.
Определены задачи профессионального развития каждой группы, а
также формы работы с педагогами по двум направлениям развития:
совершенствование профессиональных компетенций и непрерывность
профессионального развития.

8

Первая группа Педагоги обладают высокими педагогическими
способностями, главные проводники новых технологий. Имеют первую и
высшую квалификационную категорию.
Вторая группа Педагоги, совершенствующие педагогическое
мастерство. Имеют стаж работы более 5 лет
Третья группа Педагоги на этапе становления педагогического
мастерства. Группу составляют педагоги, имеющие стаж работы от 3 до 5
лет.
Четвертая группа Молодые педагоги.
Обеспечение Программы
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения: ноутбук (2), видео - проектор (1)
магнитофон (1), колонки принтер (2)
Методическое обеспечение:
Медиатека; необходимый дидактический материал; библиотека учебнометодической литературы и подписных методических изданий.
Информационное обеспечение:
Подключена сеть Интернет (модем). Регулярно обновляется банк
нормативно-правовой документации ДОУ. Педагоги ДОУ- 100 % владеют
ИКТ
2.4 Механизм реализации Программы
1. Диагностический этап
Основное
содержание.
Разработка
диагностических
карт
профессионального мастерства. Проведение анкетирования, в результате
которого выясняется, по каким направлениям воспитатель хотел бы
усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в
профессиональной деятельности.
Практический результат. Разработка индивидуального маршрута
профессионального развития педагога.
2. Практический этап.
Основное содержание. В процессе практической деятельности
происходит совершенствование теоретических знаний и практических
навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт, знакомиться с
новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников;
система дополнительного образования предоставляет реальные возможности
для совершенствования профессионализма личности и деятельности
Практический результат. Разработка рекомендаций по планированию,
организации и проведению образовательной работы с детьми. Разработка
конспектов (технологических карт) мероприятий, проектов, методических
пособий.
3. Аналитический этап.
9

Основное содержание. Объективная оценка уровня профессионализма,
актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних
резервов.
Практический результат. Осуществление рейтинговой системы
оценки качества образовательной деятельности как инструмента развития и
саморазвития воспитателей.
2.5 План реализации Программы
Мероприятия
1. Мониторинг актуального состояния
кадровой обстановки в ДОУ.

Планируемый
результат
Статистические
данные
мониторинга

2. Разработка и внедрение в практику
Внесение
положения о стимулирующей части
изменений в
оплаты труда работников ДОУ,
положение о
определение
критериев
качества системе оплаты
педагогической и иной деятельности
труда и
в
рамках
образовательной стимулирующей
деятельности
части оплаты
труда
3. Совершенствование и утверждение
Нормативные
локальных
актов
учреждения,
документы
касающихся
деятельности
сотрудников (правила внутреннего
распорядка,
должностные
инструкции, коллективный договор,
положения)
в
соответствие
с
профессиональным стандартом.
4. Разработка стратегии повышения Укомплектованн
привлекательности
ДОУ
для
ость кадрами
квалифицированных
кадров:
привлечение к работе ДОУ молодых
специалистов (система материального
стимулирования
молодых
специалистов,
внедрение
наставничества)
комплекс
мероприятий по стимулированию
педагогического труда работников
учреждения (создание условий для

Сроки
ежегодно

Ответственный

20212024 гг.

Заведующий
ДОУ
Старший
воспитатель
Заведующий
ДОУ

20212024 гг.

Заведующий
ДОУ

20212024 гг.

Заведующий
ДОУ
Старший
воспитатель

10

самореализации
через
профессиональные
конкурсы,
фестивали,
стимулирование,
обеспечение
возможности
дальнейшего обучения, повышение
квалификации, аттестации на более
высокую
квалификацию);
мероприятия по поддержанию кадров
с
большим
стажем
работы
(мероприятия
по
профилактике
профессионального
выгорания,
внедрение
наставничества,
обеспечение
возможности
транслировать
передовой
педагогический опыт).
5. Представление и награждение
лучших работников образования

6.
Организация
работы
по
повышению
профессиональной
компетентности сотрудников ДОУ
7. Создание перспективного плана
повышения квалификации педагогов
8. Мероприятия по аттестации
педагогических кадров: - изучение
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
процедуру
аттестации
педагогических
и
руководящих
работников,
профессиональная переподготовка по
профилю
деятельности
«воспитатель». Систематизация банка
передового педагогического опыта
9.
Совершенствование
форм
методического
сопровождения,
адаптации и становления молодых
педагогов.
10.
Проведение
тренингов,

Ежегодно по
плану работы (в
соответствии с
достижениями,
заслугами)
Высококвалифиц
ированный,
стабильно
работающий
коллектив
Повышение
квалификации не
мене 1 раза в 3
года
Повышение
квалификационн
ой категории
педагогов

20212024 гг.

Заведующий
ДОУ

20212024 гг.

20212024 гг.

Старший
воспитатель

20212024 гг.

Старший
воспитатель

Организация
наставничества

20212024 гг.

Старший
воспитатель

1 раз в квартал

2021-

Старший
11

направленных
на
усиление
коммуникативных
возможностей,
сплочение
коллектива,
профессионального выгорания.

11. Развитие конкурсного движения

12.
Участие
педагогов
конференциях, ГМО, семинарах.

в

13. Развитие системы традиций.
Организация
мероприятий:
туристические
походы,
вечера
отдыха.
14. Совершенствование системы
контроля

15. Овладение основами научного
анализа
собственного

Обеспечить
психологическу
ю поддержку.
Предотвратить
«психологическо
е» выгорание
педагогов,
недопустить
резкого падения
самооценки,
сформировать
уверенность в
своих силах,
целеустремленно
сть, желание
профессиональн
ого роста
Рост числа
педагогов,
участвующих в
конкурсном
движении
(повышение
качества участия,
деятельность на
результат)
Систематизация
и обобщение
наработанного
педагогического
опыта на разных
уровнях
Создание
благоприятного
психологическог
о климата
Формирование
системы в
соответствии с
ООП ДО,
Программой
развития ДОУ
Формирование
методической

2024 гг.

воспитатель

20212024 гг.

Старший
воспитатель

20212024 гг.

Старший
воспитатель

20212024 гг.

Председатель
профсоюзной
организации

20212024 гг.

Старший
воспитатель

20212024 гг.

Старший
воспитатель
12

педагогического опыта.

копилки с
материалами
различной
тематики

2.6. Ожидаемые результаты Программы
1.
Создание
современной,
гибкой
системы
непрерывного
профессионального развития педагогических кадров ДОУ.
2. Устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов,
повышение степени профессиональной удовлетворенности, развитие
индивидуальности, творческой активности, мотивации труда.
3. Увеличения доли педагогических работников, реализующих
инновационные педагогические технологии, авторские программы,
принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней.
4. Применение 100% ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
создание личных сайтов или страниц в интернете.
5. Накопление передового педагогического опыта, распространение на
разных уровнях.
6. Повышение престижа образовательного учреждения через рост
квалификации педагогических кадров.
2.7 Мониторинг реализации программы
Система мониторинга
Мониторинг
уровня
профессиональной
компетентности
педагогических работников осуществляется на основе квалификационных
характеристик должностей работников образования и самооценки
педагогической деятельности.
Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога,
заинтересованности
в
инновациях,
овладения
педагогическими
технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах,
практических занятиях, степени участия в повышении квалификации.
Данные критерии учитываются при стимулировании труда
сотрудников, как основы для механизма взаимосвязи новой системы оплаты
труда и уровня профессиональной квалификации. При проведении
комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов
выделено 3 критерия:
1. Соответствие содержания образовательного процесса целям
дошкольного образования.
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к
педагогической деятельности.
3. Результативность образовательного процесса.
13

Критерии мониторинга Программы
Индикатор

Формы и
Объект
Периодичность Ответственный
методы
Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного
образования
Использование
Наблюдение за
Педагоги
В течение года
Старший
современных
педагогической
воспитатель
образовательных деятельностью,
программ и
контроль
технологий
Использование
информационных
технологий

Осуществление
самообразования

Беседа, анализ,
наблюдения

Педагоги

В течение года

Деловые и личностные качества педагога,
его мотивация к педагогической деятельности
Анкетирование,
Педагоги
В течение года
тестирование,
самооценка,
беседа

Результативность образовательного процесса
Реализация
Мониторинг
Воспитанники
1 раз в год
образовательной
освоения
(апрель)
программы ДОУ образовательной
в полном объеме
программы

Старший
воспитатель

Администрация
ДОУ

Старший
воспитатель
Педагоги

Удовлетворение Анкетирование,
Педагоги
В течение года Администрация
образовательных
беседа,
ДОУ
потребностей
самооценка
Педагоги
детей, родителей
(законных
представителей),
общества
Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и
образовательная) деятельность педагогов оценивается экспертами по 5бальной шкале. На основе полученных данных каждый педагог составляет
индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий.
Критерии и показатели профессионального роста педагогов
Критерии
Индикаторы
Повышение качества ДО
Оптимизация
14

Количество педагогов, принимавших активное
участие
в
различных
конкурсах
педагогического мастерства
Количество
педагогов
детского
сада,
пожелавших представить и обобщить свой
опыт работы
Обеспечение непрерывного Повышение квалификации и наращивание
кадрового потенциала в ДОУ
профессионального
образования
Создание условий для повышения и изменения
статуса педагогов
Создание условий для самореализации и
личностного роста педагогов в разработке и
реализации образовательных проектов
Поддержка позитивной рабочей атмосферы в
хоте реализации проектов
Совершенствование материально-технических
условий деятельности педагогов
Создание условий для профессионального
Повышение
роста педагогов
удовлетворенности
образовательным
Обновление содержания образования и его
процессом его участников технологий
Представление педагогам пространства для
педагогической инициативы
Улучшение результативности деятельности
педагогов за счет роста мотивации и
педагогического мастерства
Обобщенные данные мониторинга позволят прогнозировать
направления методической работы с педагогическим коллективом,
определять его эффективность. Система работы по комплексному развитию
профессиональной компетенции педагогических кадров способствует
достижению нового качества воспитания, совершенствованию имеющихся у
педагогических работников профессиональных компетенций.
деятельности
педагогических кадров

Заключение
Программа
обеспечит
стабильную
работу
педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и
воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также
повышение эффективности образовательного процесса ДОУ.

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».