Должностная инструкция педагога дополнительного образования

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция педагога дополнительного
образования в ДОУ разработана в соответствии с Профстандартом
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»,
утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №
298н от 5 мая 2018 года, в соответствии с Федеральным Законом №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля
2021 года, с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного
Приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г с изменениями
от 21 января 2019 года; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом
дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными
актами, регулирующими трудовые отношения между работником и
работодателем.
1.2.
Данная должностная
инструкция
педагога
дополнительного
образования в ДОУ по профстандарту регламентирует основные трудовые
функции, должностные обязанности педагога дополнительного образования
детского сада, права, ответственность, а также взаимоотношения и связи по
должности при работе в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Педагог дополнительного образования относится к категории
специалистов, назначается и освобождается от занимаемой должности
заведующим дошкольным образовательным учреждением в порядке,
установленном трудовым договором (контрактом) с работником, в
соответствии
с
Трудовым
Кодексом
Российской
Федерации.
1.4. Педагог дополнительного образования непосредственно подчиняется
заведующему
дошкольным
образовательным
учреждением.
1.5. На должность педагога дополнительного образования ДОУ может
назначаться
лицо:
1.5.1. отвечающее одному из указанных требований:
 среднее
профессиональное образование - программы подготовки
специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавр,
направленность (профиль) которого, как правило, соответствует
направленности
дополнительной
образовательной
программы,
осваиваемой воспитанниками;

дополнительное профессиональное образование - профессиональная
переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует
направленности
дополнительной
образовательной
программы,
осваиваемой воспитанниками;
 при
отсутствии педагогического образования - дополнительное
профессиональное
педагогическое
образование;
дополнительная
профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным
программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один
раз в три года;
1.5.2.
соответствие
требованиям,
касающимся
прохождения
предварительного (при поступлении на работу) и периодических
медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по
направлению
работодателя,
обязательного
психиатрического
освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не
реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также наличие личной медицинской
книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных
исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных
заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки
и
аттестации
с
допуском
к
работе;
1.5.3. отсутствие ограничений на занятия педагогической деятельностью,
изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью"
Трудового
кодекса
Российской
Федерации.
1.5.4. при привлечении к работе с воспитанниками в качестве руководителей
экскурсий - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности
жизнедеятельности.
1.6. Педагог дополнительного образования детского сада осуществляет
трудовую деятельность согласно должностной инструкции с учетом
профстандарта, Конституции Российской Федерации, решениям органов
управления образования всех уровней, касающимся организации
дополнительного образования детей, Федеральному Закону «Об образовании
в Российской Федерации», трудовому договору и Уставу дошкольного
образовательного
учреждения.
1.7. Педагог дополнительного образования руководствуется:
 Правилами внутреннего трудового распорядка;


требованиями ФГОС ДО и рекомендациями по их применению в
дошкольных
образовательных
организациях,
инструментарием,
соответствующим
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования;
 Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98г "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" в редакции от 27.12.2019г.
 СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 постановлениями, распоряжениями, приказами и иными руководящими и
нормативными
документами,
относящимися
к
организации
дополнительного образования детей;
 локальными нормативными актами ДОУ, приказами и распоряжениями
заведующего дошкольным образовательным учреждением;
 правилами использования персонального компьютера и иной оргтехники;
 правилами и нормами охраны труда, пожарной безопасности и санитарногигиеническими требованиями;
 Трудовым законодательством Российской Федерации;
 Коллективным договором;
 Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.8. Педагог дополнительного образования ДОУ должен знать:
 законодательство
Российской Федерации и субъекта Российской
Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере
дополнительного образования детей, локальные нормативные акты
дошкольной образовательной организации;
 законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей
педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей;
 нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая
международные;
 локальные
нормативные акты,
регламентирующие
организацию
образовательной деятельности, разработку программно-методического
обеспечения;
 основные правила и технические приемы создания информационнорекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных
образовательных программ на бумажных и электронных носителях;
 принципы и приемы презентации дополнительной образовательной
программы;




























техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации воспитанников
различного возраста к освоению избранного вида деятельности;
характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации
деятельности
воспитанников
при
освоении
дополнительных
образовательных программ соответствующей направленности;
электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов
деятельности детей;
психолого-педагогические основы и методика применения технических
средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных
ресурсов;
особенности и организация педагогического наблюдения, других методов
педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации
полученных результатов;
основные характеристики, способы педагогической диагностики и
развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностномотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер детей
различного возраста на занятиях по дополнительным образовательным
программам;
особенности одаренных детей, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании
(в зависимости от направленности образовательной программы и
контингента детей);
особенности детей, одаренных в избранной области деятельности,
специфика работы с ними;
методы,
приемы
и
способы
формирования
благоприятного
психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества
детей дошкольного образовательного учреждения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов между
детьми детского сада;
педагогические, санитарно-гигиенические, эстетические, психологические
и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению
помещения ДОУ для занятий в соответствии с его предназначением и
направленностью реализуемых программ;
правила эксплуатации оборудования для занятий избранным видом
деятельности и технических средств обучения;
требования охраны труда в избранной области деятельности;

требования охраны труда при проведении занятий в дошкольном
образовательном учреждении;
 меры ответственности педагога дополнительного образования за жизнь и
здоровье детей ДОУ, находящихся под его руководством;
 нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая
международные.
 методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы
вовлечения детей в деятельность и общение при организации и проведении
досуговых мероприятий;
 техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей собеседников;
 особенности одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья,
специфика инклюзивного подхода в образовании;
 специфика
работы с детьми, одаренными в избранной области
деятельности (дополнительного образования);
 особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание,
формы и методы работы педагога дополнительного образования с семьями
детей детского сада;
 педагогические возможности и методика подготовки и проведения
мероприятий для родителей и с участием родителей (законных
представителей);
 основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития
психолого-педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
дошкольного
образовательного
учреждения;
 основные принципы и технические приемы создания информационных
материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов,
коллажей);
 приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации
занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации
их совместной с детьми деятельности;
 особенности оценивания процесса и результатов деятельности детей при
освоении дополнительных образовательных программ (с учетом их
направленности).
1.9. Педагог дополнительного образования ДОУ должен уметь:
 осуществлять
деятельность и (или) демонстрировать элементы
деятельности, соответствующей программе дополнительного образования;




















готовить информационные материалы о возможностях и содержании
дополнительной образовательной программы и представлять ее при
проведении мероприятий по привлечению детей дошкольного
образовательного учреждения;
понимать мотивы поведения детей, их образовательные потребности и
запросы;
диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению
выбранного вида искусств или вида спорта;
разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения помещения для
занятий,
формировать
его
предметно-пространственную
среду,
обеспечивающую освоение дополнительной образовательной программы,
выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
- задач и особенностей дополнительной образовательной программы;
возрастных
особенностей
детей;
- современных требований к оборудованию для занятий избранным видом
деятельности.
обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования,
технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от
направленности программы);
анализировать
возможности
и
привлекать
ресурсы
внешней
социокультурной среды для реализации программы, повышения
развивающего потенциала дополнительного образования;
создавать условия для развития детей ДОУ, мотивировать их к активному
освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды,
освоению выбранного вида деятельности;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми
детского сада, создавать педагогические условия для формирования на
занятиях благоприятного психологического климата, использовать
различные средства педагогической поддержки детей.
использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы,
средства и приемы организации деятельности детей (в том числе
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные
образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
- избранной области деятельности и задач дополнительной
образовательной
программы;
- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей

воспитанников ДОУ (в том числе одаренных детей, детей с ограниченными
возможностями здоровья);












готовить детей к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных
аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью
осваиваемой программы);
контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды
кабинета для занятий, выполнение на занятиях требований охраны труда,
анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью детей в
ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при
выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями
избранной области деятельности);
анализировать проведенные занятия для установления соответствия
содержания, методов и средств поставленным целям и задачам,
интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для
коррекции собственной деятельности;
взаимодействовать с членами педагогического коллектива ДОУ,
родителями воспитанников при решении задач обучения и (или)
воспитания отдельных детей и (или) группы с соблюдением норм
педагогической этики;
понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы детей
дошкольного образовательного учреждения при проведении досуговых
мероприятий;
создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия
для обучения, воспитания и (или) развития детей, формирования
благоприятного психологического климата в группе, в том числе:
- привлекать воспитанников к организации подготовки досуговых
мероприятий;
- использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически
обоснованные формы, методы, способы и приемы организации
деятельности и общения детей с учетом их возраста, состояния здоровья и
индивидуальных
особенностей;
- проводить мероприятия для детей с ограниченными возможностями
здоровья
и
с
их
участием;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми
при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства
педагогической поддержки воспитанников, испытывающих затруднения в
общении;

контролировать соблюдение детьми требований охраны труда,
анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы
жизни и здоровью воспитанников ДОУ при проведении досуговых
мероприятий;
 определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников детского сада, планировать деятельность
в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного
состава группы;
 организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи
(консультации) с родителями (законными представителями) воспитанников
с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей детей,
информирования родителей (законных представителей) о ходе и
результатах освоения детьми образовательной программы, повышения
психолого-педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей);
 использовать различные приемы привлечения родителей (законных
представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы,
формы и средства организации их совместной с детьми деятельности.
1.10. Педагог дополнительного образования ДОУ должен строго соблюдать
свою должностную инструкцию, разработанную на основе Профстандарта,
инструкцию по охране труда для педагога дополнительного образования,
другие инструкции по охране труда при выполнении работ на рабочем месте
и
при
эксплуатации
компьютерной
и
оргтехники.
1.11.
Педагогическим
работникам
запрещается
использовать
образовательную деятельность для политической агитации, принуждения
воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений
либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или
религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность,
превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной,
расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их
отношения к религии, в том числе посредством сообщения воспитанникам
недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и
культурных традициях народов, а также для побуждения воспитанников к
действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.12. Педагог дополнительного образования должен пройти обучение и иметь
навыки в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий


при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в
дошкольном образовательном учреждении.

2. Трудовые функции
К основным трудовым функциям педагога дополнительного образования
ДОУ
относятся:
2.1. Организация деятельности воспитанников, направленной на освоение
дополнительной
образовательной
программы.
2.2. Организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
дополнительной
образовательной
программы.
2.3.
Обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) детей, осваивающих дополнительную образовательную
программу, при решении задач обучения и воспитания.
3. Должностные обязанности
Педагог дополнительного образования ДОУ выполняет следующие
обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции организации деятельности воспитанников,
направленной на освоение дополнительной образовательной программы:
 набор детей по дополнительной общеразвивающей программе;
 проведение занятий с воспитанниками детского сада, опираясь на
достижения в области методической, педагогической и психологической
наук, психологии и гигиены, а также современных информационных
технологий;
 обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников дошкольного
образовательного учреждения во время проведения занятий, конкурсов и
иных мероприятий с детьми;
 организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и
общения детей на занятиях;
 помощь детям в коррекции деятельности и поведения на занятиях;
 выявление творческих способностей детей и развитие их способностей;
 организация различных видов деятельности воспитанников ДОУ в рамках
программы, ориентируясь при этом на личность каждого, осуществление
развитие мотивации их познавательных интересов и способностей.
 организация
проектной деятельности воспитанников дошкольного
образовательного учреждения;
 оказание особой поддержки одаренным и талантливым детям, а также
воспитанникам, которые имеют некоторые отклонения в развитии;

коррекция хода выполнения тематического планирования;
 контроль самочувствия воспитанников ДОУ в процессе проведения
занятий;
 обеспечение соблюдения правил охраны труда и пожарной безопасности во
время проведения занятий;
 разработка мероприятий по модернизации оснащения помещения для
проведения занятий, формирование его предметно-пространственной
среды, обеспечивающей освоение образовательной программы;
 обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и
методов работы, исходящего из психофизиологической и педагогической
целесообразности, применение при этом современных технологий,
включая информационные, а так же цифровых образовательных ресурсов.
3.2. В рамках трудовой функции организации досуговой деятельности детей
в процессе реализации дополнительной образовательной программы:
 планирование подготовки досуговых мероприятий с детьми;
 организация подготовки досуговых мероприятий;
 непосредственно
проведение досуговых мероприятий с детьми
дошкольного образовательного учреждения;
 организация
участия воспитанников ДОУ в культурно-массовых
мероприятиях.
3.3. В рамках трудовой функции обеспечения взаимодействия с родителями
(законными представителями) детей, осваивающих дополнительную
образовательную программу:
 планирование взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников детского сада;
 проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч
(консультаций) с родителями (законными представителями) детей
дошкольного образовательного учреждения;
 организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении
занятий и досуговых мероприятий;
 обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и
выполнения взрослыми установленных обязанностей.
3.4. Составление планов и программ занятий, обеспечение их выполнения, а
также
ведение
установленной
документации
и
отчетности.
3.5. Обеспечение соблюдение прав и свобод воспитанников дошкольного
образовательного
учреждения.
3.6. Участие в разработке и реализации образовательных программ


дошкольного
образовательного
учреждения.
3.7. Обеспечение и анализ достижений воспитанников дошкольного
образовательного
учреждения.
3.8. Оценка эффективности проводимых занятий, с учетом овладения
умениями, развития творческой деятельности, познавательного интереса
детей дошкольного образовательного учреждения, используя компьютерные
технологии
в
своей
работе.
3.9. Участие в пределах своей компетенции:
 в работе педагогических, методических советов и объединений, других
формах методической работы дошкольного образовательного учреждения;
 в деятельности по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и иных мероприятий, которые предусмотрены
образовательной программой дошкольного образовательного учреждения;
 в организации и проведении методической и консультативной помощи
родителям (законным представителям) воспитанников детского сада, а
также педагогическим работникам.
3.10. Общая продолжительность использования интерактивной доски на
занятии для детей до 10 лет не должна превышать 20 минут. При
использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться
гимнастика для глаз. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах
до
5
лет
не
проводятся.
3.11. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов
(мультфильмов), программ или иной информации, необходимо выполнить
мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление
бликов на экране. Использование мониторов на основе электронно-лучевых
трубок
не
допускать.
3.12. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску
(панель) и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или
завершено.
3.13. При использовании в помещениях телевизионной аппаратуры
соблюдать расстояние от ближайшего места просмотра до экрана не менее 2
метров.
3.14. Осуществлять проветривание музыкального (хореографического) зала в
течение
не
менее
10
минут
после
каждого
занятия.
3.15. Соблюдение должностной инструкции педагога дополнительного
образования в детском саду, разработанной на основе профстандарта,
трудовой дисциплины и установленного в ДОУ режима дня, санитарно-

гигиенических норм и требований на рабочем месте, правил охраны труда и
пожарной
безопасности.
3.16.
Своевременное
оповещение
администрации
дошкольного
образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принятие всех
возможных мер по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.
3.17. В рамках выполнения своих трудовых функций исполнение поручений
заведующего
дошкольным
образовательным
учреждением.
3.18. Своевременное прохождение периодических медицинских осмотров.
3.19. Соблюдение культуры и этики общения с сотрудниками и коллегами по
работе, этических норм поведения в дошкольном образовательном
учреждении, в быту и общественных местах.
4. Права
Педагог
дополнительного
образования
ДОУ
имеет
право:
4.1. На рабочее место, которое соответствует требованиям и нормам охраны
труда
и
пожарной
безопасности.
4.2. Запрашивать у администрации детского сада, получать и применять
информационные материалы, нормативные и правовые документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.3. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту
собственных
интересов
и
интересов
сотрудников
дошкольного
образовательного
учреждения.
4.4. Запрашивать у заведующего дошкольным образовательным учреждением
разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям,
получать от других работников информацию, документы, необходимые для
исполнения
поручений.
4.5. Знакомиться с проектами решений заведующего дошкольным
образовательным учреждением, касающихся выполняемой им функции, с
документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой
должности, критериями оценки качества исполнения своих должностных
обязанностей
и
трудовых
функций.
4.6. На ознакомление с имеющимися материалами личного дела, отзывами о
своей работе, жалобами и иными документами, отражающими оценку труда
педагога дополнительного образования детского сада, предоставлять по ним
пояснения.
4.7. Вносить конкретные предложения администрации по улучшению
организации труда и условий работы педагога дополнительного образования

дошкольного
образовательного
учреждения.
4.8. Участвовать в работе органов самоуправления ДОУ, в работе общего
собрания работников, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых
педагогом дополнительного образования должностных обязанностей.
4.9. На защиту профессиональной чести и достоинства, неразглашение
дисциплинарного
(служебного)
расследования,
исключая
случаи
предусмотренные законом. На защиту своих профессиональных интересов
самостоятельно и (или через законного представителя, в том числе адвоката),
в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с
несоблюдением
норм
профессиональной
этики.
4.10. Педагог дополнительного образования имеет все права,
предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом
детского сада, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового
распорядка и другими локальными актами дошкольного образовательного
учреждения,
а
также
право
на
социальные
гарантии.
4.11. Повышать свою профессиональную квалификацию.
5. Ответственность
5.1. Педагог дополнительного образования несет ответственность, в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
 за качество выполнения образовательных программ;
 за жизнь и здоровье воспитанников ДОУ во время занятий и проводимых с
ними мероприятий;
 за нарушение прав и свобод детей;
 за
неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не
своевременное извещение или скрытие от администрации несчастного
случая;
 за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной
ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин должностной инструкции, Устава и Правил внутреннего трудового
распорядка, законных распоряжений заведующего ДОУ и иных локальнонормативных актов, а также за принятие решений, повлекших нарушение
образовательного процесса, педагог дополнительного образования несет
дисциплинарную ответственность в порядке, установленном Трудовым
Законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых
обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено
увольнение.

5.3. За использование, в том числе однократное, методов воспитания,
связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью
воспитанника детского сада, а также совершение другого аморального
поступка педагог дополнительного образования ДОУ может быть
освобожден от занимаемой им должности в соответствии с Трудовым
законодательством Российской Федерации. Увольнение за подобный
проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, норм охраны труда,
санитарно-гигиенических требований педагог дополнительного образования
привлекается к административной ответственности в порядке и случаях,
определенных
действующим
административным
законодательством
Российской
Федерации.
5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному
учреждению или участникам образовательных отношений ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог
дополнительного образования несет материальную ответственность в
порядке и в пределах, предусмотренных Трудовым и/или Гражданским
законодательством
Российской
Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
профессиональной деятельности педагог дополнительного образования несет
ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог
дополнительного
образования
ДОУ:
6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки в
соответствии с утвержденным расписанием занятий, участия в обязательных
плановых мероприятиях и самостоятельного планирования работы, на
которую
не
установлены
нормы
выработки.
6.2. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его
компетенции, с администрацией, педагогическими работниками и
обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением
информацию нормативно-правового и организационного характера,
знакомится
под
расписку
с
необходимыми
документами.
6.4. Составляет планы и программы занятий, а также ведет установленную
документацию
и
отчетность.

6.5. Информирует заместителя директора по административно-хозяйственной
работе (завхоза) обо всех недостатках в организации условий его
деятельности (отсутствии канцелярских принадлежностей, ремонте
оргтехники, мебели), соответствии рабочего места нормам охраны труда и
пожарной
безопасности.
6.6.
Вносит
свои
предложения
администрации
дошкольного
образовательного учреждения, по оптимизации работы педагога
дополнительного образования и по устранению выявленных недостатков.
6.7. Своевременно информирует заведующего детским садом (при
отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, принимает меры
по
оказанию
первой
доврачебной
помощи
пострадавшему.
6.8. Информирует заведующего (при отсутствии – иное должностное лицо) о
несчастном случае, факте возникновения групповых инфекционных и
неинфекционных
заболеваний,
заместителя
заведующего
по
административно-хозяйственной части (завхоза) – об аварийных ситуациях в
работе систем электроснабжения и теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения
инфекционных
заболеваний
и
отравлений.
6.9. Передает заведующему дошкольным образовательным учреждением и
его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах,
конференциях
непосредственно
после
ее
получения.
6.10. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, привлекается
администрацией к педагогической, методической или организационной
деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до
начала
каникул.
6.11. Заменяет временно отсутствующих педагогических работников на
условиях почасовой оплаты на основании распоряжения администрации
дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с Трудовым
Кодексом Российской Федерации.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление педагога дополнительного образования с настоящей
должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу в ДОУ (до
подписания
трудового
договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя,
второй
–
у
сотрудника.
7.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у

заведующего дошкольным образовательным учреждением, а также в журнале
ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал:
_____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на
руки.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Инструкция
по охране труда для педагога дополнительного
образования
1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая инструкция по охране труда для педагога
дополнительного
образования Муниципального
автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50»
разработана на основе СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», а также статей
212, 214 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов по охране и безопасности труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда для педагога дополнительного
образования устанавливает требования охраны труда перед началом, во
время и по окончании работы сотрудника, выполняющего обязанности
педагога дополнительного образования в школе, требования охраны
труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы
работ
на
рабочем
месте.
1.3. К выполнению обязанностей педагога дополнительного
образования допускаются лица соответствующие требованиям,
касающимся прохождения предварительного (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с
периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинации и имеющие
личную медицинскую книжку с результатами медицинских
обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках,
перенесенных
инфекционных
заболеваниях,
о
прохождении
профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском
к
работе;
1.4. Принимаемый на работу педагог дополнительного образования
обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж,
первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной

работы (если его профессия и должность не входит в утвержденный
директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа
профессий и должностей), проходить повторные инструктажи не реже
одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях,
установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний
требований охраны труда работников организаций, утвержденным
Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003
г. № 1/29 (ГОСТ 12.0.004-2015).
1.5. Педагог дополнительного образования должен изучить настоящую
инструкцию, пройти обучение по охране труда и проверку знания
требований охраны труда, обучение методам и приемам оказания
первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной
безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в
объеме должностных обязанностей с присвоением I квалификационной
группы допуска
по
электробезопасности.
1.6. Педагог дополнительного образования в целях соблюдения
требований охраны труда обязан:
 соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии,
инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
 обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и
пожарной безопасности во время организации образовательной
деятельности;
 соблюдать правила личной гигиены;
 знать порядок действий при возникновении пожара или иной
чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
 уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
 знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь
пострадавшему;
 соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав
общеобразовательной организации;
 соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
 соблюдать должностную инструкцию педагога дополнительного
образования школы.
1.7. В процессе работы возможно воздействие на педагога
дополнительного образования следующих опасных факторов:
 нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего
места;

перенапряжение зрительного и голосового анализаторов;
 зрительное утомление при длительной работе с документами,
тетрадями;
 поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим
частям электрооборудования и электроприборов с нарушенной
изоляцией (при включении или выключении электроприборов и (или)
освещения в помещениях);
 повышенное психоэмоциональное напряжение;
 повышенный уровень шума;
 высокая плотность эпидемиологических контактов;
 статические
нагрузки при незначительной общей мышечной
двигательной нагрузке.
1.8. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного
опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических
средств, психотропных, токсических или других одурманивающих
веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять
наркотические средства, психотропные, токсические или другие
одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.9. Педагог дополнительного образования, допустивший нарушение
или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда,
рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и
может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и
прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда,
а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение
повлекло материальный ущерб - к материальной ответственности в
установленном порядке.


скачать: Инструкции

по

Охране

труда

для Школы

261 инструкция с учетом законов на 12 ноября 2020 г

2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Педагог дополнительного образования общеобразовательной
организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде,
перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу
заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и
получения
травмы.

2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью
освещение в кабинете для проведения дополнительных занятий и
убедиться в исправности электрооборудования:
осветительные приборы должны быть исправны и надежно
подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую
конструкцию и не содержать следов загрязнений;
 уровень искусственной освещенности в кабинете для проведения
дополнительных занятий должен составлять не менее 300 люкс;
 коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса
выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также
оголенных контактов.
2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности
стекол.
2.4. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения,
срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи
и
укомплектованности
ее
медикаментами.
2.5. Убедиться в свободности выхода из кабинета для проведения
дополнительных занятий, проходов и соответственно в правильной
расстановке
мебели
в
помещении.
2.6. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на
устойчивость и исправность мебель в кабинете для проведения
дополнительных занятий, убедиться в устойчивости находящихся в
сгруппированном
виде
методических
материалов.
2.7. Провести осмотр санитарного состояния кабинета для проведения
дополнительных занятий. Подготовить для работы требуемый учебный
материал и оборудование, электронные средства обучения.
2.8. Проконтролировать наличие и исправное состояние наглядных и
учебных
пособий.
2.9. Произвести сквозное проветривание учебного кабинета, открыв
окна или форточки и двери. Окна в открытом положении зафиксировать
крючками, а форточки должны быть с ограничителями.
2.10. Удостовериться, что температура воздуха в помещении кабинета
соответствует требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период
года
не
более
28°С.
2.11.
Провести
проверку
работоспособности
персонального
компьютера, удостовериться в исправности ЭСО, оргтехники,
мультимедийного
проектора.


2.12. Приступать к работе разрешается после выполнения
подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и
неисправностей.
2.13. При обнаружении недостатков в работе оборудования или
поломок мебели сообщить заместителю директора по административнохозяйственной работе (завхозу) и не использовать данное оборудование
и мебель в кабинете для проведения дополнительных занятий до
полного устранения всех выявленных недостатков и получения
разрешения.

3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебном
кабинете, где проводятся дополнительные занятия, не загромождать
свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и
подходы
к
первичным
средствам
пожаротушения.
3.2. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности
учебного кабинета для проведения дополнительных занятий не ставить
на подоконники цветы, не располагать учебную и методическую
литературу,
поделки,
иные
предметы.
3.3. При работе в кабинете для проведения дополнительных занятий
соблюдать инструкцию по охране труда в учебном кабинете.
3.4. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, требования
настоящей инструкции по охране труда, не разрешать ученикам
самовольно уходить из кабинета без разрешения педагога
дополнительного образования, не оставлять обучающихся одних без
контроля.
3.5. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся
проветривать
помещение
в
соответствии
с
показателями
продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21, при этом
оконные
рамы
фиксировать
в
открытом
положении.
3.6. Наглядные и учебные пособия применять только в исправном
состоянии, соблюдая правила безопасности и утверждённые методики.
3.7. Все используемые в кабинете для проведения дополнительных
занятий демонстрационные электрические приборы должны быть
исправны
и
иметь
заземление/зануление.
3.8. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели
и иные средства отображения информации, а также компьютеры,

ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения
(ЭСО) необходимо использовать в соответствии с инструкцией по
эксплуатации
и
(или)
техническим
паспортом.
3.9.
При
использовании
ЭСО
выполнять
мероприятия,
предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на
экране. Выключать или переводе в режим ожидания интерактивную
доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или
завершено. Расстояние от ближайшего места просмотра телевизионной
аппаратуры
до
экрана
соблюдать
не
менее
2
метров.
3.10. При использовании электронного оборудования, в том числе
сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера
ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями
производителя либо с использованием растворов или салфеток на
спиртовой
основе,
содержащих
не
менее
70%
спирта.
3.11. Не использовать в помещении кабинета для проведения
дополнительных занятий переносные отопительные приборы с
инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки,
электрочайники,
не
сертифицированные
удлинители.
3.12. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не
вставать
на
подоконник.
3.13. Педагогу
дополнительного
образования
необходимо
придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории
школы:
 во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение
окружающей обстановки;
 ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой
стороны;
 при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать
осторожность и внимательность, не перепрыгивать через ступеньки,
не перевешиваться через перила, ходить осторожно и не спеша;
 не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной
организации.
3.14. При использовании ЭСО и оргтехники педагогу дополнительного
образования запрещается:
 смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем
повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной
доски в сторону;

включать в электросеть и отключать от неё приборы, подключать
комплектующие составляющие приборов мокрыми и влажными
руками;
 нарушать
последовательность
включения
и
выключения,
технологические процессы;
 размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
 разбирать включенные в электросеть приборы;
 прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией проводам;
 сгибать и защемлять кабели питания;
 прикасаться
к работающему или только что выключенному
мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
 допускать обучающихся к переноске и самостоятельному включению
ЭСО;
 оставлять без присмотра включенные электроприборы.
3.15. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране
труда для педагога дополнительного образования, иные инструкции по
охране труда при выполнении работ и работе с оборудованием и
инструментами, установленный режим рабочего времени и времени
отдыха.
3.16. При длительной работе с документами, за компьютером
(ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора,
предотвращения развития познотонического утомления через час
работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует
выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.


скачать: Должностные
(Профстандарт)

инструкции

для

Школы

51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 15 апреля 2021 года

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. Педагог дополнительного образования обязан немедленно
известить заместителя директора по УВР или директора школы:
 о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и
работников общеобразовательной организации;
 о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных
заболеваний;

о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
 об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении
признаков острого профессионального заболевания (отравления).
4.2. В случае получения травмы педагог дополнительного образования
обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться
аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы
(при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский
пункт. При получении травмы иным работником или обучающимся
необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского
работника общеобразовательной организации, при необходимости,
вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить
о происшествии директору общеобразовательной организации.
Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте
происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и
здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления
схемы,
протокола,
фотографирования
или
иным
методом.
4.3. В случае появления задымления или возгорания в учебном
кабинете, педагог дополнительного образования обязан немедленно
прекратить работу, принять меры к эвакуации обучающихся в
безопасное место, оповестить голосом о пожаре и вручную
задействовать АПС, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101),
сообщить директору школы (при отсутствии – иному должностному
лицу). При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей
принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью
первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей
не направлять в сторону людей струю углекислоты и порошка. При
пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения
не
браться
рукой
за
раструб
огнетушителя.
4.4. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и
канализации в кабинете для проведения дополнительных занятий
необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить
о происшедшем заместителю директора по административнохозяйственной работе (завхозу) общеобразовательной организации.
4.5. При возникновении неисправности в оргтехнике, ЭСО или ином
электроприборе необходимо прекратить с ним работу и обесточить,
сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной
работе и использовать только после выполнения ремонта (получения


нового)
и
получения
разрешения.
4.6. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия
техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение
террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации,
инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС
террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Внимательно осмотреть учебный кабинет для проведения
дополнительных занятий. Убрать учебные и наглядные пособия,
методические
пособия
и
раздаточный
материал,
которые
использовались
на
занятиях,
в
места
хранения.
5.2. Отключить ЭСО и оргтехнику, другие имеющиеся электроприборы
от
электросети.
5.3. Проветрить учебный кабинет для проведения дополнительных
занятий.
5.4. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения.
Удостовериться, что противопожарные правила в помещении
соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При
окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу,
ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей
перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.5. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос
мусора из помещения учебного кабинета для проведения
дополнительных
занятий.
5.6. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
5.7. Сообщить непосредственно заместителю директора по
административно-хозяйственной работе (при отсутствии – иному
должностному лицу) обо всех неисправностях оборудования, о
поломках в водопроводной или канализационной системе, о
недостатках, влияющих на безопасность и охрану труда, пожарную и
электробезопасность, замеченных во время выполнения работ.
5.8. При отсутствии недостатков закрыть учебный кабинет для
проведения дополнительных занятий на ключ.
Инструкцию разработал: ___________ /______________________/
С
инструкцией
ознакомлен
«___»___________202__г. ___________ /______________________/

(а)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».