Содержание I 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. II 2.1. 2.2. 2.3. III 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программе Планируемые результаты по освоению дополнительной образовательной программы «Мир цвета» Содержательный раздел Связь с другими образовательными областями Формы, способы, методы и средства реализации дополнительной образовательной программы Перспективный план занятий Организационный раздел Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы «Мир цвета» Учебный план Календарный график Расписание занятий по программе «Мир цвета» 2 3 3 4 7 11 14 14 14 15 37 37 38 39 40 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, нетрадиционное рисование — это возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. 3 Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Новизна и целенаправленной оригинальность деятельности по программы обучению заключается основным в навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной). Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Практическая значимость программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 4 Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Педагогическая целесообразность Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Дополнительная программа реализуется на русском языке. Разработана в соответствии с: 5 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены 28.09.2020 № 28, срок действия до 1 января 2027 г.). Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены 28 января 2021 года N 2, введены с 01.03.2021, срок действия до 01.03.2027 года).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 1.2. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи: 6 развивающие: -развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций; -развивать творческие способности детей; -развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения; -развивать мелкую моторику рук и глазомер. воспитательные: -воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. -воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. обучающие: -обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; -знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства; -учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов. -совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Оздоровительные: -укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей. 1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программе Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы 7 гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Творческого подхода: креативность организация воспитательно- образовательного процесса. Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Уважительного отношения к результатам детского творчества. Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику. В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования: «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); монотипия; рисование по мокрой бумаге; рисование путем разбрызгивание краски; оттиски штампов различных видов; рисование жесткой кистью (тычок); кляксография; граттаж; рисование свечой. Принципы, лежащие в основе программы: • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); • демократичности воспитанников в и гуманизма социуме, (взаимодействие реализация собственных педагога и творческих потребностей); • научности (обоснованность, наличие методологической базы и 8 теоретической основы). • ―от простого к сложному‖ (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Возрастные особенности детей 3 – 4 лет Младший дошкольный интенсивностью активность физического ребѐнка, возраст и характеризуется психического усиливается еѐ развития. высокой Повышается целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребѐнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребѐнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует 9 относительно параллельными. Обводит по контурам. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Возрастные особенности детей 4-5 лет Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные 10 сторона геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Возрастные особенности детей 5-6 лет Это очень творческий, волнующий период в жизни каждого ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, а развивались. С 5-6 лет у вашего ребенка еще более значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Ребенок любит бегать, соревноваться, он может выполнять несколько движений одновременно. Что касается эмоционального развития, то у ребенка появляется собственное представление о красоте. Малыш учится выплескивать свои эмоции в занятиях, стремится управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда это получается). Труднее всего детям удается справиться со своим страхом. К шести годам ребенок может уже не просто знать название или наименование чего-то или кого-то, но и классифицировать всѐ по разным признакам. Он интересуется из чего все сделано. Ребенок хорошо ориентируется пространстве, имеет свое собственное представление. Он наблюдателен. Его интересует все, что происходит вокруг. Малыш становится самостоятельным. Ребенок применяет в своих играх новые знания, сам выдумывает сюжет игры, с легкостью осваивает сложные игрушки. Он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их на глазах: становится более аккуратным, следит за своим внешним видом, помогает по хозяйству. 5 лет – пик творческого развития вашего ребенка. Он творит не уставая. Его очень привлекает живопись, и с удовольствием рисует сам. В 5 лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему мира 11 малыша. Теперь он рисует все детализировано. Возрастные особенности детей 6-7 лет Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится 12 констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. 1.4. Планируемые результаты по освоению дополнительной образовательной программы «Мир цвета» 1. Снятие детских страхов и развитие психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления). 2. Развитие познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря. 3. Развитие ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребѐнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.). 4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга. 5. Развитие тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость). 6. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; 7. Развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Реализация программы поможет 13 детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства. 14 2. Содержательный раздел 2.1. Связь с другими образовательными областями Образовательная область «Речевое развитие». Рисуя пальчиками, песком, крупой, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т. е развивает речь, расширяем словарный запас детей, развиваем коммуникативные связи, свободное общение взрослых и детей. Образовательная область «Познавательное развитие» Закрепление сенсорных эталонов форм и цветов, а также промежуточные цветовые гаммы, обследование предметов, связь между частями и сбор в целое ведет к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует предпосылки к проектной деятельности. Образовательная область «Физическое развитие» Переключение от умственного труда к творческому, от обязательного к необязательному, вдохновляющему. Развивает волевые качества. 2.2.Формы, способы, методы и средства реализации дополнительной образовательной программы Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Методы проведения занятия: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые; Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное 15 изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Методические рекомендации Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребѐнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы: Проведение выставок детских работ Проведение открытого мероприятия Проведение мастер-класса для родителей 2.3. Перспективный план занятий С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (для детей с 3-5 лет) № Тем а занят ия Нетрадиционн ыетехники Программное содержание СЕНТЯБРЬ 16 Оборудование Познакомить с нетрадиционной изобразительнойтехникой рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. 1 2 «Мой любим ый дождик » Осенн ее дерево Рисование пальчиками Тычок жесткой кистью Развивать наблюдательност ь, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. Жесткие кисти, гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. Учить наноситьритмично точкина всю поверхность шляпки мухомора. Кисти, гуашь в мисочках, 3 Мухомор Рисование пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, 17 салфетки, альбомный лист. память, речь. Совершенствоват ь умение в данной 4 1. 2. Цветочная поляна Ветка рябины Нарисуй воздушные шарики 3. 4. Компоты и варенье в баночках Осенние листья Примакивание технике. Развивать чувство композиции. ОКТЯБРЬ Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики Рисование (примакиванием) пальчиками, примакив . Закрепить ание данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Учить рисовать Оттиск пробкой, предметы овальной формы. рисование Упражнять в пальчиками украшении рисунков. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Рисование пальчиками Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. Развивать чувство композиции. Познакомить с техникой печатания Отпечаток листьев. листьев. Развивать наблюдательност ь, внимание, 18 Лист бумаги, тонированным зеленым цветом, кисти, гуашь разных цветов. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка. Вырезанные из бумаги банки. печати, гуашь. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования. 1. Мои игрушки мышление, память, мелкую моторику, речь. НОЯБРЬ Упражнять в рисовании Оттиск пробкой, предметов рисование круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Учить детей создавать ритмические композиции. пальчиками 2. 3. 4. Колобок катится по дорожке Аленький цветочек Наряды для наших кукол Рисование кистью Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами. Учить детей создавать ритмические композиции. Рисование пальчиками Рисование пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, 19 Гуашь, кисти, пробка. Лист бумаги, гуашь, кисти. Альбомный лист, гуашь. Вырезанные из бумаги платья, кисть, гуашь. мышление, память, речь. 1. Красивые салфетки 2. «Дерево зимой» 3 Дед Мороз Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. ДЕКАБРЬ Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы.Закрепить умение сочетать Рисование кистью. элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развити е чувства композиции. Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и Рисование кистью. наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Рисование ладошкой Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. 20 Лист тонированной бумаги круглой формы, гуашь, кисти. Альбомный лист, гуашь, кисти. Альбомный лист, гуашь. Развивать внимание, мышление, память, речь. 4 1. Елочкакрасавица Зимний лес Воспитывать интерес к Коллективная работа, отображению рисование ладошками ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. ЯНВАРЬ Закрепить умение рисовать деревья. Рисование кистью Развивать чувство композиции. Лист А-3, гуашь,гель с блѐстками. Альбомный тонированный лист, гуашь, кисти. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 2. Зайка 3. Снегопад за окном Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки Рисование пальчиками Рисование пальчиками 21 Цветной картон, гуашь. Лист тонированной бумаги, гуашь. на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 1. Плюшевый медвежонок Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. ФЕВРАЛЬ Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную Рисование поролоном величину, расположение, цвет. Альбомный лист, гуашь, кисти. Учить рисовать крупно. 2. Морское путешествие Развивать творческое воображение. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Рисование восковыми мелками и акварелью Воспитывать интерес к 22 Альбомный лист, акварель,восковые мелки,простой графитный карандаш. 3. 4. Веселая птичка Маленький тигренок. рисованию нетрадиционным и способами. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый. Рисование пальчиками Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Рисование пальчиками Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, гуашь. МАРТ 1. Петушок Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких Рисование ладошками и пальчиками 23 Альбомный лист, гуашь. впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. 2. 3. Букет для мам(коллект ивная работа). Веточка мимозы Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Рисование ладошками Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путѐм использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жѐлтый), форме (круглый), величине Рисование пальчиками 24 Лист тонированной бумаги, гуашь. Лист тонированной бумаги, гуашь. (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 4. Салфетка 5. Ночь и звезды 1. Ваза с фруктами Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Рисование пальчиками Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами. Учить различать оттенки оранжевого, розового и голубого. Воспитывать Рисование пальчиками интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке АПРЕЛЬ Продолжать Рисование кистью учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и 25 Альбомный лист, гуашь. Лист тонированной бумаги, гуашь. Альбомный лист, гуашь, кисти. расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. 2. 3. Солнышко (коллективна я работа). Жар- птица Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Рисование ладошками Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Рисование ладошками 26 Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, гуашь, гель с блѐстками Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способам. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. 4. Улитки на прогулке Рисование пальчиками Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь,простой графитный карандаш. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным и способами. МАЙ 1. 2. Рыбки плавают в аквариуме Рисование акварелью,восковыми мелками Сказочный домиктеремок Рисование фломастерами. Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать: - образные 27 Лист бумаги,акварель, кисти, восковые мелки,простой графитный карандаш Альбомный лист, фломастеры. представления; - воображение; самостоятельност ь и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствоват ь приемы 3. Носит одуванчик желтый сарафанчик. украшения Упражнять в технике рисования ватными палочками.Закреп ить умение наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Рисование ватными палочками Лист тонированной бумаги, гуашь, ватные палочки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 4. Божьи коровки Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать Рисование пальчиками 28 Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. 5. «Мой веселый звонкий мяч» мелкую моторику. Рисование Альбомный лист, Рисование кистью круглых гуашь, кисть. двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ Перспективный план занятий (для детей с 5-7 лет) № 1 Тема занятия «Мой любимый дождик» Нетрадиционные Программное техники содержание СЕНТЯБРЬ Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Рисование пальчиками Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Оборудован ие Гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. Жесткие кисти, 2 3 Осеннее дерево Мухомор Тычок жесткой кистью Рисование пальчиками Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность 29 гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. Кисти, гуашь в мисочках, шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 4 Цветочна я поляна Совершенствовать умение в данной Примакивание технике. Развивать чувство композиции. салфетки, альбомный лист. Лист бумаги, тонированны м зеленым цветом, кисти, гуашь разных цветов. ОКТЯБРЬ 1. 2. Яблоко – красное, сладкое Ежик Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования. Рисование кистью Оттиск смятой бумагой Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. 3. Листопад Рисование пальчиками Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать аккуратность. Лист тонированно й бумаги, гуашь, кисти. Мисочка с гуашью, кисточка, смятая бумага. Лист тонированно й бумаги, гуашь. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 4. 1. Ласковый котенок Наряды для наших кукол Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. НОЯБРЬ Учить детей создавать ритмические композиции. Рисование пальчиками Рисование пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. 30 Лист бумаги, гуашь. Вырезанные из бумаги платья, кисть, гуашь. 2. 3. 4. 5. «Кукла – неваляшка » Рисование кистью Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Дождик и грибок Рисование пальчиками Волшебны й цветочек Рисование пальчиками Украсить свитер Учить изображать предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, но разной величины. Учить закрашивать изображение. Дополняя предмет дополнительными деталями . Учить детей создавать ритмические композиции. Побуждать детей доступными каждому ребѐ нку средствами выразительности изображать которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Тычок жесткой кистью Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. 1. Красивые салфетки Рисование 2. «Моя любимая чашка» Рисование печатанья 3. Дед Мороз Рисование ДЕКАБРЬ Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы.Закрепить умение сочетать элементы декора кистью. по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося в технике рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. Учить рисовать глаза, ладошкой украшать шапочку Деда 31 Лист тонированно й бумаги, акварель, кисти. Лист бумаги, гуашь. Лист бумаги, гуашь,гель с блѐ стками. Вырезанные из бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь. Лист тонированно й бумаги круглой формы, гуашь, кисти. Альбомный лист, гуашь, печати. Альбомный лист, гуашь, Мороза помпончиками. поролон. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Развивать внимание, мышление, память, речь. Коллективная работа, рисование ладошками Альбомный лист, гуашь, гель с блѐ стками. Альбомный лист, акварель, кисти, гель с блѐ стками. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. ЯНВАРЬ Учить детей изображать округлые формы и знакомые ѐ лочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 4. Елочкакрасавица 1. «Новогодн ие игрушки» Рисование кистью 2. Зайка Рисование пальчиками 3. Вьюга Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому. 4. Снеговик Оттиск пенопластом Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. 32 Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, акварель. Лист тонированно й бумаги, гуашь, кусочки пенопласта, 1 . Плюшевый медвежоно к ФЕВРАЛЬ Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, Рисование поролоном цвет. Альбомный лист, гуашь, кисти. Учить рисовать крупно. 2 . Морское путешестви е Рисование восковыми мелками, акварелью 3 . Веселая птичка Рисование пальчиками 4 . 5 . Маленький тигренок. Мои любимые Рисование пальчиками Рисование пальчиками рыбки 6 . Маленький друг Рисование способом тычка Развивать творческое воображение. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей 33 Альбомный лист, акварель,вос ковые мелки. Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, гуашь, кисти. поверхности бумаги. 7 . «Дымковск ая игрушка» 8 . Нарисуй и укрась вазу для цветов 1. Салфетка 2. Ночь и звезды 3. Бусы для куклы Кати. 4. 5. «Веселые матрешки » Букет для мам. Оттиск печатками Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Совершенствовать умения детей в данных Оттиск печатками изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции. МАРТ Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к Рисование пальчиками рисованию нетрадиционными способами. Учить различать оттенки оранжевого, розового и Рисование голубого. Воспитывать воск.мелками и интерес к природе и акварелью отображению ярких впечатлений в рисунке Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Рисование пальчиками Рисование пальчиками Рисование ладошками Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для матрешек. Продолжать знакомить с техникой печатанья 34 Альбомный лист, гуашь, кисти. Альбомный лист, акварель, кисти. Альбомный лист, гуашь. Лист бумаги, восковые мелки,акваре ль. Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, гуашь. Альбомный лист, гуашь. ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – цветы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 1. “Клубничк иневелички ” 2. Кто в каком домике живет Рисование кистью 3. Украсим кукле платьице Рисование фломастерами 4. 1. Закат Носит одуванчик желтый сарафанчи к. Создание образа клубничек. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. АПРЕЛЬ Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость. Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Рисование пальчиками Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение. Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию. МАЙ Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в 35 Альбомный лист, гуашь, кисти. Лист тонированно й бумаги, акварель, кисти. Альбомный лист, фломастеры. Альбомный лист, гуашь. Лист тонированно й бумаги, гуашь. 2. Божьи коровки 3. «Мой веселый звонкий мяч» 4. «Радугадуга» Лепка божьей коровки с использованием природного материала: скорлупки от грецкого ореха Рисование восковыми мелками Лепная картина на картоне рисунке. Учить детей лепить поделки с использованием природного материала .Развивать мелкую моторику. Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения. 36 Пластилин ,дощечки для лепки, скорлупа от грецких орехов. Альбомный лист, восковые мелки. Пластилин,до щечка для лепки,картон белый. 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение дополнительнойобразовательной программы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ноутбук – 1 шт. Фотоаппарат – 1 шт. Стул детский - 20 шт. Стол детский – 10 шт. Доска магнитная – 1 шт. Стол письменный - 1шт. Стул мягкий - 1 шт. Карандаши. Кисточки для рисование 10.Кисточки для клея 11.Краски для рисования 12.Клей 13. Стаканчики для воды 14. Доски для работы с пластилином 9. 15. Пластилин 16.Цветная бумага 17.Ножницы 18.Бумага белая 19.Альбомы 20.Штампики 21. Нетрадиционное оборудование (крупы, трафареты, шишки, пайетки) 3.2. Обеспечение дополнительной программы методическими материаламии средствами обучения и воспитания № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование Наглядно дидактическое пособие Народное искусство детям. Филимоновская игрушка. 3-7 лет. Народное искусство детям. Дымковская игрушка. 3-7 лет. Народное искусство детям. Сказочная гжель. 3-7 лет. Народное искусство детям. Городецкая роспись. 3-7 лет. Народное искусство детям. Полохов – Майдан. 3-7 лет. Народное искусство детям. Золотая хохлома. 3-7 лет. Народное искусство детям. Каргопольская игрушка. 3-7 лет. 37 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Посуда.3-7 лет. Цветы. 3-7 лет. И.А. Лыкова – Изобразительная деятельность в детском саду. – первая младшая группа 2-3 лет. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014 г. Т.С. Комарова – Обучение дошкольников технике рисования Т.О. Скребцова – Слоѐное тесто, лепим поделки и сувениры Т.М. Бабушкина – Поделки из бумаги Г.Н. Давыдова – Детский дизайн, пластинография М.А. Васильева – Художественное моделирование и конструирование Патрик Захарюк – Картины из цветов и листьев З.А. Ефанова – Рисуем по клеточкам 3.3.Учебный план общеобразовательные основные (комплексные) программы дошкольного образования Образовательная область Количество часов в неделю (Н), месяц (М), год (Г) Младшая, средняя Старшая, группа подготовительная группа Художественно- Н М Г Н М Г эстетическое развитие 1 (20 мин) 4 (80 мин) 36 (720 мин) 1 (25-30 мин) 4 (100 – 120 мин) 36 (900 – 1,080 мин) Младшая, средняя Длительность одного занятия (20 минут) группа Старшая, Длительность одного занятия (20 минут) подготовительная группа Всего 36 учебных недель 38 3.4. Календарный график Содержание Младшие Средние Старшие Подготовительная группы группы 5 – й группы к школе (7 – й год (4-й год жизни) год жизни) 6 –й год жизни) жизни) Режим работы 5 дней (с понедельника по пятницу) МА ДОУ 10,5 часов (с 07.15 до 17.45 часов) Нерабочие дни: суббота, воскресенье и праздничные дни Начало учебного 01.09.2023 года Окончание 28.05.2024 учебного года Праздничные дни 12 дней Продолжительность 42 недели учебного года (без учѐта каникул и праздничных дней) Первое полугодие с 01.09.2023 по 31.12.2023 Второе полугодие с 11.01.2024 по 28.05.2024 Кол-во занятий в неделю (вторая 1 1 1 1 20 мин 20 мин 25-30 мин 25-30 мин половина дня) Объем образовательной нагрузки в неделю Летний оздоровительный с 01.06.2024 период Продолжительность по 31.08.2024 13 недель 13 недель летнего периода 39 13 недель 13 недель 3.5. Расписание занятий дополнительной программы Возрастная группа Младшая, средняя группа Старшая, подготовительная группа понедельник 16.30-16.50 - вторник среда - - - - - - 17.00 -17.30 40 четверг пятница